Мартеновское производство

Завалочные машины

Мартеновские цехи оборудованы в основном напольными завалочными машинами грузоподъемностью 7, 5, 10 и 15 т. Последняя применяется для мартеновских печей вместимостью 600 и 900 т. Конструкция и ком­поновка механизмов машин в основном одинаковые.

Захват и подъем груженой мульды, а также установку порожней мульды на тележку и ее размыкание осуществляют механизмами ка­чания хобота и замыкания мульды; подачу груженой мульды в печное пространство и вывод ее из печи выполняют механизмом передвижения тележки; опрокидывание и загрузку мульды в печи — механизмом вращения хобота; завалочная машина перемещается по рельсам вдоль фронта печей.

В напольно-завалочной машине в соответствии с выполняемыми опе­рациями установлено пять механизмов: на мосту четыре индивидуаль­ных механизма передвижения; на тележке компактно смонтированы четыре механизма — передвижения тележки, вращения хобота, кача­ния хобота и механизм замыкания мульды, обеспечивающий ее закреп­ление на хоботе.

Мост  напольно-завалочной машины сварной конструкции состоит из двух главных ходовых балок коробчатого сечения, двух концевых балок и портала 6 токосъемника. Главные и концевые балки моста соединяются при помощи болтов и заклепок. Габариты портала по вы­соте выбирает из условия прохождения под ним подвижного железнодорожного состава. Одним из основных требований, предъявляемых к конструкции моста, является большая его жесткость и прочность. Мост опирается на четыре приводных колеса через выкатные роликовые подшипниковые буксы, вмонтированные в концевые балки. На главных ходовых балках моста уложены рельсы, по которым передвигается тележка машины с хоботом и кабиной машиниста. По обе стороны моста  вдоль главных балок размещены два одинаковых механизма передвижения машины. На концевых балках моста установлено по два буфера для ограничения хода тележки. С каждой стороны моста также име­ется по два пружинных буфера. Мост завалочной машины передви­гается по рельсам с выпуклой головкой.

Тележка завалочной машины  состоит из сварно-литой рамы  коробчатого сечения, опирающейся на две колесные пары с ролико-подшипниковыми опорами, механизмом передвижения тележки  и хобота, смонтированного на тележке вместе с меха­низмами качания и вращения. На тележке размещена кабина маши­ниста  и пускорегулирующая аппаратура.

Особенностью конструкции тележки является устройство ее ходо­вой части. Ходовые колеса тележки перемещаются по рельсам, уло­женным на разных уровнях на мосту. Передние приводные скаты 8 опираются на верхние рельсы. Задние неприводные скаты 6 переме­щаются между двумя парами рельсов — верхним и нижним, колеса — безребордные. Такая схема опорно-ходовой части тележки принята для того, чтобы удерживать ее от опрокидывания под действием веса.

К передней части 14 рамы тележки шарнирно подвешены рама качания хобота, внутри которой на ролико-подшипниках смонтиро­ван мундштук На мундштуке закреплен хобот. Задний конец рамы качания шарнирно присоединен к шатуну кривошипного механизма качания  хобота с приводом. Хобот вращается|механизмом, установленным на качающейся раме. Мульду закрепляют на конце хобота гидравлическим механизмом замыкания.

При перемещении состава с мульдами тележка завалочной машины испытывает большие боковые нагрузки. Для передачи действия этих нагрузок на продольные балки моста по обе стороны рамы тележки на двух уровнях предусмотрены пружинные опоры. В опорах валов механизмов завалочной машины установлены подшипники качения; исключение представляют опоры шатуна кривошипного механизма, рама качания хобота и подпятник мундштука, смонтированы на под­шипниках скольжения. Зубчатые колеса редукторов изготовлены из легированной стали. Для повышенной износоустойчивости зубчатые передачи, ходовые колеса и другие детали подвергнуты поверхностной термической обработке.

Машина оборудована двумя системами смазки: жидкой циркуля­ционной и централизованной — для пластичной смазки. У некоторых узлов механизмов смазка индивидуальная. Предусмотрена электри­ческая блокировка, не допускающая запуска электродвигателей меха­низмов при отсутствии подачи смазки. Количество масла, подаваемого в места зацепления редукторов, регулируют вентилями.

Механизм вращения 4 хобота 13 смонтирован на качающейся раме мундштука, размещающейся внутри рамы тележки. При такой компо­новке габариты качающейся рамы и всего привода механизма враще­ния хобота оказываются минимальными. Зубчатые цилиндрические передачи весьма компактно размещаются внутри качающейся рамы, служащей одновременно корпусом редуктора. Отличительной особен­ностью редуктора является симметричное расположение зубчатых  передач. Привод механизма вращения хобота состоит из электродвига­теля, короткоходового тормоза и трехстуненчатого цилиндрического редуктора. Последнее зубчатое колесо редуктора, закрепленное на мундштуке, приводит хобот во вращение. Опорами мундштука служат сферические двухрядные роликоподшипники. Хобот с мундштуком соединен клиньями с конусностью 1 : 6, обеспечивающими надежность, и прочность соединения. Мундштук изготовлен из стали 35ХН18 и имеет отверстие вдоль оси для прохода штока механизма замыкания. Хобот — полый стальной кованый. Он выполнен составным из двух частей, что позволяет заменять только наименее долговечную часть, хобота (головку) при выходе ее из строя.