Электрометаллургия

Установки химического нагрева металла в ковше СН (CHF)

Существует несколько разновидностей установок химического подогрева металла в ковше. Подогрев может осуществляться за счет вдувания газокислородной или углеродокислородной смесей под колокол, опускаемый под уровень шлака в ковше, с одновременной продувкой металла в ковше инертным газом через пористые вставки в днище ковша. При этом скорость нагрева невысокая и низкая степень использования энергоресурсов. Второй вариант (CHF) предусматривает дополнительный подогрев металла за счет тепла окисления Al и Si, вводимых одновременно с подачей кислорода. Окисление происходит в огнеупорной трубе, вводимой в металл, и скорость нагрева может достигать до 10 0С/мин. Однако, при этом образуются оксиды Al2O3 и SiO2, для связывания и нейтрализации которых необходимо дополнительно вводить известь или порошковую проволоку с кальциевым наполнителем. Поэтому необходимо обращать внимание на возможное дополнительное загрязнение стали неметаллическими включениями.

Сравнительные данные, характеризующие работу установок АКОС и CHF показывают (табл.12.9), что химический нагрев может осуществляться со скоростями, примерно, в два раза выше, чем электронагрев. Однако, на этом преимущества установок CHF исчерпываются.

Таблица 1. Сравнительные характеристики установок АКОС и CHF

Безымянный

Необходимо отметить, что применение различных видов подогрева металла в ковше определяется, прежде всего, наличием вида энергоресурсов и их стоимостью. Безусловно, химический подогрев может оказаться выгодным при необходимости проведения всех восстановительно-рафинировочных процессов в ДСП (десульфурация, легирование, раскисление) и при вакуумной обработке стали. Однако, установка АКОС позволяет, как мы с вами в этом убедились ранее, не только подогреть металл, но вынести большинство операций восстановительного периода классической электроплавки из ДСП, повышая при этом степень использования максимальной мощности трансформатора ДСП и увеличивая производительность комплекса в целом. Поэтому чисто экономическое сравнение двух методов подогрева металла в ковше не дает возможности заключить о целесообразности применения того или другого метода. Все должно определяться производственными условиями. При соответствующих исходных капиталовложениях применение установок типа АКОС намного перспективнее, более прогрессивнее и экономичнее.

Существует также способ нагрева жидкого металла в сталеразливочном или промковше с использованием расходуемых электродов аналогично методу ЭШП. На зеркало металла в агрегате наводят жидкоподвижный шлак, имеющий температуру ликвидус в пределах от 1250 до 15000С и удельное электросопротивление в жидком состоянии от 0,3 до 2,0 Ом×см. Для осуществления процесса пригодны все возможные способы подвода мощности переменного или постоянного тока.