Конвертерное производство

Самоходные ковшевозы

Самоходные чугуновозы, шлаковозы и сталевозы служат для приемки соответствующих расплавов в ковши и их транспортировки к стале­плавильным агрегатам (конвертеру, электропечи) или от агрегатов. Ковшевозы являются самоходными передаточными тележками, со­стоящими из следующих основных узлов: рамы, ходовых тележек, механизмов передвижения, токоприемника и скребкового механиз­ма.

Сталевозы. Сталевозы предназначены для транспортировки ковша с жидкой сталью от конвертера в разливочный пролет; маневрирова­ния ковшом под конвертером во время слива стали; подачи и уборки машины для установки конвертера, думпкаров для боя кирпича и мусора, несамоходных шлаковозов, а также для чистки рельсовых путей и плит под конвертером от выбросов металла и шлака. Ковш на сталевоз устанавливают и снимают разливочным краном.

Конструкция сталевоза для ковша вмес­тимостью 350 т. Сварная рама  сталевоза состоит из двух продоль­ных и четырех поперечных балок коробчатого сечения, закрытых свер­ху съемным настилом из плит. Рама установлена на четырех баланси­рах  с двумя скатами  в каждом. Ходовая часть выполнена с че­тырьмя приводными ходовыми колесами и двумя отдельными механизмами передвижения. Привод каждого механизма передвижения состоит из электродвигателя постоянного тока, тормоза, трехступен­чатого редуктора и двух промежуточных валов, соединенных зуб­чатыми муфтами с приводными скатами. Для защиты приводов от теплового излучения ковша и попадания металла при сливе установле­ны экраны. Ток подводится посредством токосъемного устройства и троллеев, проложенных в специальном тоннеле. Щель пролетного тоннеля закрывается металлической лентой, для укладки которой на сталевозе установлено лентоукладочное устройство.Соединение сталевоза с другими машинами производится автосцепкой, расцепной рычажный механизм  которой приводится в действие вручную или дистанционно электромагнитами.

Централизованная система  обеспечивает подачу смазки ко всем узлам трения. Рельсовый путь очищают четырьмя скребками, за­крепленными на раме сталевоза. Между ножами скребков и головками рельсов установлен зазор 5—10 мм.

В сталевозах для ковшей вместимостью 130 и 280 т предусмотрены дополнительные скребки для уборки выбросов металла и шлака с плит под конвертером, которые устанавливаются по высоте винтовым механизмом с электроприводом, управляемым дистанционно.

Шлаковозы. В цехах с конвертерами вместимостью 50 и 100 — 130 т для уборки шлака применяют несамоходные шлаковозы с ковшами вместимостью 16 и 30 м3, транспортируемые сталевозами.

В цехах с большегрузными конвертерами шлак убирают само­ходными шлаковозами. Из конвертера шлак сливают в ковш, уста­новленный на шлаковозе, и вывозят в разливочный или вспомога­тельный пролеты, где ковш переставляют краном на несамоходный шлаковоз, который транспортируют локомотивом на отвал для даль­нейшей переработки; на место снятого ковша устанавливают порож­ний, который подают шлаковозом под конвертер.

В эксплуатации находятся самоходные шлаковозы для ковшей вместимостью 16 и 30 м3 и комбинированные шлаковозы грузоподъем­ностью 320 т. Последние отличаются тем, что, помимо двух шлаковых ковшей по 16 м3, на него можно устанавливать коробы для мусора и боя огнеупорных материалов.

В период эксплуатации шлаковых ковшей происходит налипание шлака, а в ряде случаев и его зависание. Для предупреждения этого ковши предварительно опрыскивают известковым раствором или за­сыпают измельченным шлаком, что не всегда эффективно. Очистка ковшей от шлака представляет трудоемкую операцию с большой за­тратой времени. Механизация удаления шлака из ковшей в настоящее время приобрела большую актуальность. Машина для очистки ков­шей и выбивки массива шлака состоит из поворотного стенда для ков­ша и консольно-поворотного крана для подъема шарового груза. Состав шлаковозов подают локомотивом к машине и ковши пооче­редно краном устанавливают на поворотный стенд. Налипший шлак удаляют ударами груза изнутри ковша. Массив шлака выбивают уда­рами груза снаружи по днищу ковша, предварительно повернув его стендом на 180°. Преимуществами машины являются исключение ручного труда, поточность обработки ковшей, высокие производительность и качество чистки, недостатками — снижение стойкости ковшей вследствие ударов.

Особенностью уборки шлака за рубежом является применение шлаковозов на пневматическом ходу грузоподъемностью от 10 до 100 т.