Шарикоподшипниковая сталь характеризуется высокими пластическими свойствами и небольшим сопротивлением деформации, что допускает прокатку ее с достаточно высокими обжатиями.

Шарикоподшипниковую сталь отливают в слитки массой 2,5—4,5 т по ГОСТ 801—73. Применяют как холодный, так и горячий всад. При нагреве холодных слитков небольшой массы допускается посадка их при температуре печи 700—750 °С. При нагреве крупных слитков с большой скоростью возможно образование поперечных трещин, которые при прокатке раскрываются в виде «скворечников». В слитках шарикоподшипниковой стали имеются карбидные скопления, которые превращаются в готовом прокате в карбидные строчки, вытянутые по направлению прокатки. Наличие карбидных строчек (карбидной ликвации) в готовых шарикоподшипниках приводит к ухудшению их стойкости. Чем продолжительнее нагрев при температурах 1100— 1200 °С, тем меньше балл по карбидам. Поэтому для уменьшения карбидной ликвации слитки шарикоподшипниковой стали нагревают до 1200 °С. Так как продолжительный нагрев и окончание прокатки при высоких температурах приводят к обезуглероживанию и получению цементной сетки, высокому и продолжительному нагреву подвергают только слитки. Заготовку, как правило, нагревают до температуры не выше 1100 °С.

Шарикоподшипниковую сталь выпускают в виде горячекатаных и холоднотянутых круглых профилей различных диаметров. Прутки холоднотянутой стали диаметром 8—25 мм подвергают холодной штамповке на ковочных машинах. Из них изготавливают шарики и ролики. Прутки горячекатаной стали диаметром 20—50 мм предварительно обтачивают на специальных обдирочных станках, после чего направляют на станки-автоматы для изготовления подшипниковых колец.

К поверхности шарикоподшипниковой стали, идущей для изготовления холоднотянутых прутков, предъявляются высокие требования. По калибровкам, по которым прокатывают обычную сталь, получить качественный подкат не удается. По этой причине шарикоподшипниковую сталь прокатывают по системе круг—овал, по которой можно получить подкат для холодного волочения не только без грубых пороков, вызываемых различными причинами, но и без складок и морщин, которые образуются на металле при прокатке по калибровке квадрат—овал.

Чтобы избежать образования флокенов, шарикоподшипниковую сталь подвергают медленному охлаждению по специальному режиму. Мелкие изделия из указанной стали можно охлаждать на воздухе без опасения получить флокены. Поверхностные дефекты удаляют пневматическими молотками и наждачном устройстве. Огневой вырубке можно подвергать только заготовку, нагретую до 350 °С.

Шарикоподшипниковая сталь должна быть весьма чистой по неметаллическим включениям, к которым относятся оксиды, сульфиды и карбиды.

Легированная инструментальная сталь обладает рядом важных свойств, которые делают их пригодными для производства разных видов инструмента. Быстрорежущие марки стали (Р18, Р9 и др.) применяют для изготовления резцов, фрез и другого инструмента для обдирки твердых материалов на мощных станках. Сталь ХВГ применяют для изготовления мерильных калибров, из стали ЗХВ8 изготавливают штампы для горячей штамповки, сталь 9ХС идет для изготовления зубил, сталь марок Х12, Х12М применяют для изготовления волочильных досок и т. д. Высокое содержание специальных элементов, придавая легированной инструментальной стали высокие специальные свойства, вместе с тем осложняет технологию ее обработки.