Планировка электросталеплавильного цеха опреде­ляется его производительностью, способом разливки и сортаментом выплавляемых сталей. Одновременно при планировке цеха необходимо предусматривать возможность подачи и загрузки шихты, шлакообразующих и легирующих материалов, разливку стали, а также убор­ку шлака. В зависимости от этого выбирают различные схемы планировки цеха.

На рис. 123 представлены план и разрез электро­сталеплавильного цеха производительностью 1 —1,2 млн. т при четырех 100-т печах или 1,7—2,2 млн. т при четырех 200-т печах, разработанного Гипромезом с учетом пос­ледних достижений в практике организации электроста­леплавильного производства.

План (А) и разрез (Б) электросталеплавильного цеха большой производительности

Скрап поступает в железнодорожных вагонах в шихтовое отделение цеха, оборудованное магнитными кранами, и складируется в заглубленных закромах с запасом на шесть-десять суток работы. В шихтовом от­делении при помощи тех же магнитных кранов запол­няют загрузочные корзины, которые передают в печное отделение на тележках, оборудованных весовыми устрой­ствами. Скорость загрузки металлического лома в кор­зины должна составлять 55—60 т/ч.

Сыпучие и шлакообразующие материалы хранятся в стационарных бункерах, устанавливаемых в отделе­нии (пролете) сыпучих материалов. Подача сыпучих ма­териалов в бункера осуществляется либо в контейнерах с транспортированием их по цеху мостовыми кранами (см. рис. 123), либо при помощи ленточных транспор­теров. Подача материалов транспортерами оказывается экономически выгодной при близком расположении от электросталеплавильного цеха источника снабжения сыпучими материалами или при незначительном расстоянии от транспортерных галерей для подачи подобных материалов в другие цехи.

Загрузка шлакообразующих материалов в электро­печь осуществляется бросковой машиной ленточного ти­па, что позволяет сократить длительность плавки и за­траты ручного труда. В такой машине материал пода­ется на движущуюся с большой скоростью ленту, кото­рая и обеспечивает необходимое ускорение кускам шлакообразующих. В случае использования порошко­образных материалов они подаются к печи пневмотранспортом. Легирующие материалы загружают в печь мульдами при помощи мульдо-завалочной безрельсовой машины.

В печном пролете расположены электропечи с под­станциями, пульты управления печами и завалочные ма­шины. При необходимости в печном пролете располага­ют также и печи для выплавки синтетического шлака. В торцах печного пролета предусматриваются участки для наборки сводов электропечей.

Разливка жидкой стали осуществляется на радиаль­ных МНЛЗ, расположенных в отдельном пролете. Разливочный пролет, примыкающий непосредственно к печному, предназначен для подготовки сталеразливочных ковшей (футеровки, ремонта и сушки) и шиберных за­творов. Шлаковые чаши выкатывают из-под печей на тележках и передают на шлаковозы, перемещающиеся по продольным железнодорожным путям. В этом же пролете расположены установки для вакуумной обработ­ки металла.

В отделении МНЛЗ, кроме самих разливочных ма­шин, имеется участок для подготовки промежуточных ковшей. Заготовки из МНЛЗ подаются на склад или в печи замедленного охлаждения, или, наконец, непосред­ственно в непрерывно-заготовительные станы для после­дующей прокатки.

В цехе предусмотрены участки хранения оборудова­ния. Непременным условием нормальной работы во всех отделениях электросталеплавильного цеха является хо­рошая аэрация и освещение. Естественная аэрация создается благодаря фонарям, расположенным на крышах. Важно оборудовать фонари противоотбойными щитами. К местам с большим выделением тепла должна быть подведена принудительная вентиляция. В цехах необхо­димо предусматривать в летнее время также уголки от­дыха с микроклиматом. Нормальное освещение создает­ся за счет естественного освещения (при помощи фонарей) и искусственного. Ворота должны быть оборудованы воздушными завесами.

Бытовые помещения размещаются в отдельно стоя­щем здании, соединенным с основным зданием цеха либо крытой галереей, либо туннелем. Экспресс-лабора­тория находится в здании бытовых помещений. На круп­ных заводах, имеющих несколько сталеплавильных цехов, создается кустовая лаборатория по обслужива­нию группы цехов. Передача проб металла и шлака в лаборатории из цеха осуществляется пневмопочтой. Система газоочистки расположена у внешней стены цеха.

Приведенные решения планировки электросталепла­вильного цеха в полном объеме в настоящее время встречаются еще редко. В большинстве случаев электро­сталеплавильные цехи малой и средней производительности с разливкой стали в изложницы состоят из ших­тового, печного и разливочного пролетов, а также отделе­ния для зачистки слитков с печами для замедленного ох­лаждения. В цехах большой производительности с пере­дачей слитков в прокатные цехи преимущественно В горячем состоянии термические печи и участок ремонта слитков располагаются в отдельно стоящем производст­венном здании.

В шихтовом пролете в этом случае хранится десяти­суточный запас металлического лома, ферросплавов, окислителей и шлакообразующих материалов. Шихто­вой пролет обслуживается грейферными кранами для разгрузки и в случае необходимости погрузки в мульды сыпучих материалов, мульдо-магнитными кранами для разгрузки и погрузки лома и подъема мульд на балкон печного пролета.

В печном пролете вдоль линии колонн, смежных с шихтовым пролетом, рабочая площадка, выдвинутая в шихтовой пролет, образует балкон. Мульды с шихтой устанавливают мульдо-магнитными кранами на стелла­жи балкона, откуда по мере необходимости забирают их завалочной машиной мостового типа. Печной пролет, кроме завалочных машин, оборудован также мостовыми кранами для транспортировки загрузочных корзин и уборочными кранами.

Конструкция разливочного пролета существующих электросталеплавильных цехов зависит от способа раз­ливки стали. Наиболее трудоемкий способ — разливка в постоянные канавы, сохранившаяся частично или пол­ностью в старых цехах небольшой производительности. В этом случае в разливочном пролете ближе к внешне­му ряду колонн размещают разливочные канавы. Длина канавы определяется емкостью печей и массой слитков; их глубина должна быть такой, чтобы изложницы с над­ставкой были несколько выше борта канавы. Стенки канавы выполняют несколько наклонными. На дне кана­вы постоянно уложены поддоны. Раздевание слитков после разливки, подготовка изложниц и сборка поддо­нов осуществляются в канаве и вблизи нее.

При разливке на тележках изложницы подготавли­вают в отделении подготовки составов, иногда на участ­ках в термическом пролете электросталеплавнльного цеха. Тележки с изложницами под разливку подают в разливочный пролет по железнодорожным путям к раз­ливочным площадкам, расположенным вдоль внешнего ряда колонн. Состав с изложницами, заполненными металлом, выдерживают в зависимости от массы слитка и марки стали некоторое время в «разливочном .пролете и затем подают в стрипперное отделение, оборудованное стрипперными кранами, при помощи которых снимают надставки с изложниц и освобождают центровые и слит­ки от литников. При горячей посадке слитков состав из стрипперного отделения направляют к нагревательным колодцам прокатных станов.

В случае холодной посадки слитков их направляют в термическое отделение для замедленного охлаждения и последующего ремонта. Для термической обработки слитков (отжига, отпуска, гомогенизирующего отжига) в отделении имеются печи с выдвижным подом или колодцевого типа. В колодцах слитки размещают вертикально, а в печах с выдвижным подом — в горизонтальном положении на поду.

Термические печи отапливают газом или жидким топливом. Дополнительно в отделении могут быть ямы для замедленного охлаждения. На участке зачистки слитков имеются качающиеся наждаки, пневматические зубила и огневые резаки.

О размере цеха можно судить по одному из отечест­венных цехов, оборудованному шестью 100-т электро­печами. Длина цеха составляет 372 м при ширине печ­ного пролета по осям колонн 24 м. Высота .подкрановых путей должна обеспечивать установку собранных элек­тродов длиной до 4,5 м для печей емкостью до 40 т и 6 м для печей большей емкости. При загрузке сверху корзина с шихтой поднимается над уровнем рабочей площадки на высоту 6—8 м. Подкрановые пути разме­щаются на высоте 14—16 м.