В конвертерном производстве

Безопасность труда в отделении подготовки разливочных составов

Отделение состоит из ряда участков, расположенных между главным корпусом конвертерного цеха и зданием раздевания слитков. Здесь выполняются технологические, вспомогательные и ремонтные работы по обеспечению конвертеров разливочными составами: душирование раздетых горячих изложниц и поддонов; чистка и смазка изложниц; сборка изложниц в разливочные составы, футеровка, подмазка, торкретирование, сушка и установка прибыльных надставок; изготовление прибыльных надставок с теплоизоляционными вставками; отправка готовых составов к разливочным площадкам; разгрузка и складирование чугунной оснастки, сифонного припаса и шамотного кирпича; порезка и отгрузка литников; наплавка дефектов разгара изложниц; текущие мелкие ремонты сталевозных тележек и др.

Основные работы

Работа в отделении ведется поточным способом. Одновременно готовятся составы изложниц на несколько плавок. Цикличность операций определяется периодами оборачиваемости изложниц и поддонов. Она зависит от стабильной работы сталеплавильных цехов и обжимных станов.

Если железнодорожные пути и сталевозные тележки исправны, плавки поступают на раздевание равномерно и стрипперные краны эксплуатируются нормально, то чугунная оснастка возвращается во двор подготовки изложниц без задержек. Оборачиваемость сквозных изложниц составляет обычно 16—18 ч, глуходонных —22—24 ч.

Горячие изложницы и поддоны из стрипперного отделения и участка нагревательных колодцев направляются  на водяное душирование. Это сокращает период подготовки изложниц к плавке. Но душирование — средство вынужденное. Стойкость охлаждаемых водой изложници поддонов снижается из-за развития в чугуне значительных термомеханических остаточных напряжений, приводящих к образованию внутренних и наружных трещин. Механизм этих явлений рассмотрен в главе 6 применительно к отрыву настыли в газоходе.

Образование макротрещин в охлаждаемой водой горячей изложнице объясняется неодинаковыми условиями охлаждения наружных и внутренних слоев металла. Толщина стенки 10-тонной сквозной изложницы вверху 100 мм, внизу — 180—200 мм. Оболочка изложницы и рабочий слой, прилегающий к внутренним стенкам, охлаждаются под водяным душем более интенсивно, чем сердцевина. Для последней условия теплоотвода менее благоприятны. В результате перепада температур по сечению стенки изложницы периферийные слои ее не могут сжиматься в той мере, которая соответствует реальной температуре, так как этому препятствует более нагретая и потому менее сжимаемая в данный момент сердцевина. Оболочка и рабочий слой полости получаются недосжатыми. В них возникают растягивающие продольные напряжения, направленные по касательным к наружной и внутренней (рабочей) поверхностям изложницы. И та, и другая оболочка напоминают горячий обод, насаженный на малоподатливую раму.

На основании упрощенной формулы С. П. Тимощенко находим величину тангенциального термомеханического напряжения в теле изделия:

Безопасность труда в отделении подготовки разливочных составов

Температурный перепад в стенках изложницы при душировании обычно 100— 150°С. Это значит, что растягивающие напряжения достигают 10— 15 кг/мм2 и не превышают пределы механической прочности чугуна. Они приводят вначале к пластическим деформациям изложницы. Но после ряда наливов стали металлическая матрица чугуна изложницы начинает расти, разрыхляться, окисляться и теряет механическую прочность. В некоторый момент растягивающие напряжения переходят предел прочности чугуна: в теле изложницы образуется продольная сквозная трещина.

Естественное охлаждение изложниц на воздухе сопровождается относительно меньшими перепадами температур по сечению стенки и соответственно меньшими напряжениями в чугуне. Стойкость изложниц возрастает. Охлаждение литейной оснастки на воздухе по этому признаку следует предпочесть водяному душированию. Но оно менее выгодно в другом отношении. Оборачиваемость изложниц и поддонов сокращается в полтора-два раза. Возникает надобность в значительном расширении парка оснастки и сталевозных тележек, что не всегда осуществимо на практике. Тогда прибегают к комбинированному охлаждению. Сначала оснастку душируют водой под давлением 0,3—0,4 МПа в течение двух часов, а затем 3—4 ч охлаждают на воздухе в железнодорожном тупике.

Намечается однако тенденция к полному отказу от водяного душирования литейной оснастки и к переходу на охлаждение ее только на воздухе. Это экономически выгодно, так как позволяет сократить удельный расход изложниц и поддонов на тонну жидкой стали. Но зато изложницы и поддоны поступают на чистку и дальнейшую обработку горячими (с температурой поверхности около 100°С), что ухудшает условия труда в подготовительном отделении.

Зона душирования является постоянным очагом травматизма. При неудовлетворительном содержании участка на его территории образуются неровности и бугры от смытых с тележек материалов, набрасываемых для задержания прошибов. Зимой они могут обледенеть. На скользких буграх и дорожках возникает опасность падения и ушибов людей. Травмы возможны также, если не огражден и не накрыт отстойник.

Душирование в холодное время года сопровождается сильным парением. Повышается опасность наезда на людей железнодорожным транспортом. От локомотивной бригады требуется неослабное внимание. И машинист, и составитель поезда должны на этом участке подавать звуковые сигналы и продвигаться с минимальной скоростью (не более 5 км/ч). Парение в рабочей зоне душирования устраняется сооружением вытяжной шахты надкамерой разбрызгивания воды.

Для предупреждения травматизма на участке душирования необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

  1. Ежесменно очищать камеру душирования от скрапа и грязи. Металл и мусор собирать раздельно в коробки и вывозить в указанные места.
  2. Не реже одного раза в декаду очищать отстойник от шлама при помощи автогрейферпого крана. Шлам грузить па автомашину и вывозить по назначению.
  3. Отстойник держать накрытым трапом или плитами. Со всех сторон оградить его барьером высотой 1,1 м.
  4. Ограждение камеры душирования, водоразводку и водоотводы содержать в рабочем состоянии, водостоки накрывать решетками. Помещение, где находятся задвижки системы водоснабжения установки, держать закрытым, а подходы — свободными. Задвижки ручного управления заменить электрифицированными.
  5. Подходы к участку спланировать и утрамбовать. Пешеходные дорожки в зимнее время посыпать песком и шлаком. Лед с дорожек скалывать. Сброшенную на землю (потерянную) оснастку поднимать и своевременно отгружать (в течение суток).
  6. Разработать систему звуковой сигнализации на случаи отступления от заданного режима душирования.

Механическая чистка и смазка изложниц

После душирования состав с изложницами и поддонами подается в соседний пролет на механическую чистку, а затем и механическую смазку изложниц. Пролет длиной в 36 м и шириной (по осям колонн) 9 м вмещает 6—7 грузовых тележек с изложницами. Участок связан сквозным железнодорожным путем с камерой душирования, от которой он удален на 70м, и с двором подготовки изложниц. Этот разрыв по ходу движения составов вполне оправдан: достаточно удалены от зоны интенсивного парения сам участок и расходные баки с кузбасслаком для смазки изложниц. Тем самым предупреждается значительное обводнение смазки, которое ввиду возможного обогащения кристаллизующегося слитка водородомприведет к появлению рослости, фонтанированию стали из залитой изложницы, расслоению раската на блюминге, поражению осевой части заготовок рыхлостью.

К пролету примыкают пульты управления механической щеткой, реечным толкателем, смазочной форсункой, а также слесарная мастерская и складское помещение. Изложницы очищают от нагара и скрапа в открытой части пролета, применяя откидные переходные мостики с рабочей площадки на состав. Смазка производится на другом конце пролета, имеющем перекрытие для защиты от атмосферных осадков. Обе эти операции механизированы.

Поддоны очищаются во дворе подготовки изложниц, где эту работу выполняют хотя и вручную, но быстро, с привлечением большого количества людей.

Изложницы смазывают кузбасслаком через форсунки. Он поступает в расходные баки по лакопроводу из укрытых в грунте цистерн. Форсунки-пульверизаторы под действием компрессорного воздуха распыляют и наносят лак на внутренние стенки изложниц. Из смазываемых горячих изложниц выделяются испарения лака в виде бурого дыма, медленно рассеивающегося в воздухе. Для борьбы с загазованностью атмосферы на рабочих местах смазчиков применяется две системы вентиляции: а) обдувная — переносными веерными агрегатами (аэраторами) типа СИОТ-3 и СИОТ-5 и б) приточная — для пульта управления форсунками. Пульт находится в закрытой кабине на рабочей площадке (отметка +3 ,5м). Изложницы перемещают на чистку и смазку реечным толкателем.

За вентиляторами должен быть организован тщательный уход вследствие тяжелого режима их эксплуатации. Брызги лака из смазываемых изложниц налипают на рабочее колесо аэратора и выводят его из строя. Взвешенные в воздухе липкие частички забивают сетчатые фильтры воздухозабора приточной вентиляции. Напор воздуха, подаваемого в кабину пульта управления форсунками, снижается.

На рабочем месте и на территории отделения во избежание травм людей (ушибов, растяжений связок, вывихов голеностопного сустава) администрация цеха обязана оборудовать участок исправными откидными мостикамидля перехода с рабочей площадки на составы очищаемых изложниц; выдавать рабочим предохранительные (монтажные) пояса при очистке верха изложниц от скрапа; обеспечить нормальную работу вентиляционных  систем на участке смазки изложниц; надежно герметизировать помещение пульта от проникновения брызг лака; обучать рабочих правилам технической эксплуатации и безопасного обслуживания электротехнического оборудования, аттестовать их нужно на вторую квалификационную группу электробезопасности.

Рабочие участка должны соблюдать следующие правила безопасности:

  1. Тележки с негабаритно погруженной оснасткой, неустойчиво поставленными изложницами, смещенными поддонами в работу не брать, отцеплять от состава и
    возвращать на стриппер на исправление.
  2. Не высовываться из окон помещения пульта для наблюдения за движением очистных щеток, так как при проталкивании тележек можно получить ушиб.
  3. При работе со скребками пользоваться защитными очками с боковыми сегментами.
  4. Не допускать пребывания людей в пролете на нулевой отметке во время чистки и смазки изложниц.

Сейчас ведутся поиски замены кузбасслака другими, менее вредными защитными покрытиями изложниц. Н адежным противопригарным средством является стеклокерамика, которая устраняет или заметно уменьшает привариваемость слитка в изложнице, что способствует увеличению ее стойкости, повышает качество поверхности слитка. Условия труда в цехе улучшаются.

Опробуются и другие вещества, не дающие вредных выделений при покраске изложниц. Например, сульфитно-дрожжевая бражка — отходы целлюлозно-бумажной промышленности. Ее доставляют на завод цистернами в виде однородной густой жидкости темно-коричневого цвета и хранят (как и кузбасслак) в емкостях, врытых в землю. Из цистерны бражку перекачивают насосом по трубопроводу (служившему лакопроводом) к месту потребления; там в расходном бачке разбавляют водой до плотности 1,16—1,20 кг/л и распыляют в изложнице форсункой. Удельный расход бражки— 200г на 1 т стали.

Смазка не дает вредных испарений, не пожароопасна. Территория участка меньше загрязняется пролитой массой.

Участок подготовки разливочных составов

Нужная для работы оснастка поступает на участок подготовки разливочных составов (двор изложниц) несколькими потоками: смазанные изложницы и подлежащие обмазке прибыльные надставки подают на грузовых тележках (без поддонов); поддоны для разливки сверху и с центровыми для сифонной разливки — на сталевозных тележках.

Доставленный в здание грузовой состав расцепляют в двух-трех местах, чтобы обеспечить между тележками проходы шириной не менее 5м.

Во дворе изложниц выполняются следующие основные работы: очистка и подготовка поддонов, расстановка изложниц на поддонах, накрывание изложниц прибыльными надставками для спокойных и легированных сталей, ремонт футеровки и подмазка прибыльных наставок, приготовление огнеупорных растворов и связующих масс, подварка изложниц, частичный механический ремонт тележек, складирование, порезка и вывоз литников и др. В ходе этих работ осуществляются транспортные и крановые операции с грузами.

Сквозные изложницы и глуходонные, заливаемые сверху, устанавливаются на одинарные, двух- и многоместные чугунные поддоны в два ряда. Под сквозные изложницы наносят вручную слой термостойкой пасты для защиты поддона от быстрого разгара или ставят их на пластины, вырезанные в копровом цехе из отходов листовой стали.

Практические наблюдения подтвердили эффективность применения огнеупорной защитной пасты: стойкость поддонов повышается, исключается расход металлоотходов на подготовку разливочных составов (на подкладки). В глуходонную изложницу вбрасывают стальную пробку для защиты днища от размыва в месте удара струи стали из ковша.

Для сифонной разливки стали применяются многоместные поддоны с гнездом для распределительного кир­пича (звездочки) под центровой литник и радиальными ручьями (прямоугольной формы) для проводкового кирпича.

Обработка составов, предназначенных для разливки сверху кипящей и полуспокойной стали, включает две основные операции: подготовку поддонов и расстановку на них смазанных изложниц. При разливке спокойной и низколегированной стали добавляется операция подготовки прибыльных надставок и установка их на изложницах, а при разливке сифоном — уборка, порезка, складирование и погрузка литников на железнодорожную платформу.

Гладкие или кюмпельные (с углублениями) поддоны под разливку стали сверху вначале очищают скребками, ломиками от скрапа и шлака и затем обдувают компрессорным воздухом. Дефектные поддоны, непригодные к дальнейшему использованию, выбраковывают в металлоотходы. Их снимают с тележек и складывают в назначенных местах для последующей отгрузки из цеха. Взамен снятых на тележки устанавливают новые поддоны, предварительно подогретые в пролете на газовой плите.

Для перевозки поддонов краном применяют специальные тросы и цепи, надежные и испытанные на данную грузоподъемность. Очищенный и обдутый годный поддон проверяют на горизонтальность и симметричность относительно лафета тележки. Перекосы и смещения исправляют краном, мусор и скрап убирают в коробки. На поддоны сбрасывают электромагнитом листовые подкладки (с высоты не более 0,5м) и направляют каждую на место при помощи длинного штыря. Если подкладки не используются, то наносят вручную огнеупорную пасту.

В составах для разливки стали сифоном снимают краном центровую и отвозят на очистку. Оставшиеся на поддонах стояки с радиальными литниками доставляют к специальной площадке, где разрезают их автогеном. Освобожденные от литников поддоны очищают от скрапа, шлака и шамотного боя, особенно тщательно — ручьи и центральное гнездо для звездочки. Острыми скребками снимают гребешки стали, образовавшиеся на стыках и трещинах проводковых кирпичей.

Значительные пригары стали убирают газовой горелкой, а выщербленные места наплавляют. Исправлять ручьи надо самым тщательным образом, так как оставленные неровности затрудняют правильную укладку проводок в поддоне. Очищенные и обдутые поддоны дляразливки сифоном набирают в определенном порядке. Ближайшие к распределительному кирпичу стыки проводок накрываются при сборке утолщенным основанием  центровой, а следующие — нижними торцами и основаниями изложниц. В кусте изложниц не должно быть ни единого открытого стыка. Проводковый кирпич укладывают на подсыпку из песка и утапливают на 2—3мм ниже плоскости поддона. Под напором жидкой стали в канале во время разливки и за счет теплового расширения он заполняет верхний зазор. Если укладывать кирпич вровень с поддоном (заподлицо) или выше, он будет раздавлен изложницей или центровой. И тогда не избежать прошиба стали или аварийной разливки.

Концевой проводковый кирпич закрепляют в ручье шамотным клинышком, чтобы стыки в ряду проводок не разошлись. Проводки набирают насухо или на огнеупорной массе.

Кирпичи с заметными на глаз дефектами (сколы, трещины) выбраковываются и тут же разбиваются в коробке для шамотного боя.

Поддоны под разливку сифоном набирают огнеупорщики-сифонщики. Работать приходится на горячих под; донах в согнутом положении. Суконная спецодежда стесняет движения, в ней жарко и зимой и летом. Кожаные рабочие ботинки не спасают от жары, поэтому огнеупорщикам выдают еще и деревянные колодки, которые подвязывают к ботинкам. Проблема изготовления удобной спецодежды и спецобуви для сифонщиков все еще не разрешена.

Основной вид травматизма во дворе изложниц — ушибы конечностей при крановых операциях и работе с ручным инструментом. Чтобы избежать их, персонал участка обязан соблюдать наряду с общими и специальные правила безопасности.

Машинист крана должен согласованно работать со своим подкрановым, знать порядок расстановки изложниц на поддоне. Рабочий под краном помогает завести серьги траверсы под приливы (уши) изложницы и центровой. Убедившись в надежном захвате груза, он отходит в сторону, на расстояние не ближе 5м, и с видимого машинисту места дает знак на подъем. Машинист крана  может поднять груз только по команде подкранового. Рабочие участка должны быть обучены смежной профессии стропальщика.

При обдувке поддона сжатым воздухом надо пользоваться защитными очками с боковыми сегментами. Перед началом операции удалить людей с ближайших тележек, струю воздуха направить в сторону от тех мест, где в данный момент идет работа.

Патрубки обдувочного воздуховода следует заглубить на 50мм ниже пола, а выходной конец каждого патрубка накрыть колпачком для защиты от повреждения. Запорные вентили необходимо поместить в доступном месте. Ни один из них не должен пропускать воздух — «травление» приведет к засорению глаз инородными телами.

Для выхода на сталевозную тележку или спуска с нее применяют переносные площадки. Запрещается забираться на тележку по с цепным приборам или спрыгивать с нее на пол. Скрап и литники складывают на подготовленные ровные площадки аккуратно, устойчиво, без кострения. Снимаемые с поддонов центровые и литники не следует ставить впритык к тележкам.

Всем, кто работает на этом участке, запрещается самовольно сцеплять и расцеплять составы, выполнять другие транспортные операции, которые входят в обязанности составителя поезда. Нельзя находиться между железнодорожными путями во время обработки тележек: толчки локомотива, падение оснастки или удар перевозимым грузом могут привести к травмам. Внимательно надо следить за прибывающими и выезжающими составами.

В отделение конвертерного цеха одного из заводов поступил из стриппера состав с 15 свободными (кроме одной) тележками. В пролете стоял в это время на обработке под краном другой состав. Составитель поезда получил от мастера подготовки указание сцепить доставленные тележки с теми, что уже обрабатывались. Въезжали путем заталкивания (осаживания), т. е. тележками вперед. На передней по ходу была оставлена заваренная слитком изложница. В момент сцепления и удара тележек составитель был настигнут упавшей нераздетой изложницей.

Причина травмы — нарушение правил технической эксплуатации внутризаводского транспорта и неудовлетворительная организация труда в отделениях:

  1. Локомотиво-составительская бригада приняла к перевозке неустойчивый груз и доставила его не по назначению (следовало — в копровой цех).
  2. Машинист локомотива повел длинный состав (15 тележек), вместо 10 по норме, потерял из вида последнюю по ходу тележку с опасным грузом и не заметил составителя в рабочей зоне.
  3. Мастера стрипперного и подготовительного отделений допустили нарушения правил техники безопасности. На стриппере изложница с застрявшим слитком была оставлена в стоячем положении, а не повалена. Мастер подготовительного отделения принял не предназначенный ему опасный груз.

Неразорванный состав можно обходить не ближе 5м от крайней тележки, даже если для этого придется выходить из здания.

Для настила пола на рабочих местах применять металлические плиты с шероховатой поверхностью (с насечкой, с наваренными выступами, рубчатые).

При подготовке разливочных составов не рекомендуется ставить на одну тележку разнотипные изложницы и прибыльные надставки (или однотипные, но неодинаковой высоты), если эта разность превышает технологические допуски литья. Траверсы для захвата оснастки должны соответствовать конфигурации приливов. Машинист крана перед взятием груза обязан дать звуковой сигнал.

Прибыльные надставки следует размещать на изложницах впритирку. Наличие зазора может привести к сбросу надставки. Кроме того, он вызовет образование воротника, зависание слитка в изложнице и в большинстве случаев поперечную трещину на нем. Отлитые в цехе кожушки прибыльных надставок обязательно торцуются в основании на токарном станке.

Кратковременный ремонт тележек на ходовом пути допускается только с разрешения и под наблюдением мастера. В этом случае на видном месте, со стороны возможного приближения локомотива, ставят знак безопасности. В работе должны участвовать не менее двух человек: один находится сбоку для подстраховки второго — предупреждения его на случай возникшей опасности.

Расстановка изложниц и центровых

Изложницы перед установкой на поддоны проверяют на ровность основания. Каждую поднимают краном на высоту около двух метров от пола и внимательно осматривают. Скрапины и наплывы убирают острым длинным скребком. Рабочий должен находиться при этом на расстоянии вытянутого скребка 2,5—3 м от подвешенного груза. Если скребком не удается очистить низ изложницы, ее отставляют в сторону для огневого удаления наплыва. Неустойчивые изложницы ставить на поддон нельзя, потому что при движении разливочного состава они могут сместиться на поддоне и свалиться с тележки на железнодорожный путь. Даже если их удается доставить в разливочный пролет, то через зазоры между поддоном и сквозной изложницей возможен прошиб стали на разливке. Новые изложницы перед отправкой на участок торцуют на токарных станках.

Изложницы для разливки стали сверху после осмотра расставляют на поддоне в два ряда, ровным строем («по шнурку»), что облегчает разливку плавки. К глуходонным изложницам краном подается коробка со стальными пробками. Ее перемещают по фронту изложниц. Над каждой из них рабочий вытаскивает крючком из коробки одну пробку и сбрасывает в изложницу, тем же крючком направляет ее в имеющееся на дне гнездо. Пробка, оставленная вне гнезда, всплывает под ударом струи стали. В слитке возникает инородная структурная зона. Последующий обжим его на блюминге даст неплотный раскат. Осмотры изложниц и сбрасывание пробок должны выполняться с переносных площадок. На этих операциях применяются монтажные пояса.

Сборку состава под разливку металла сифоном начинают с центровых. В стороне от тележек их литниковый канал прочищается металлическим штырем или металлической щеткой, на которые неразъемная центровая насаживается краном. Закозленные центровые освобождают от скрапа автогеном. От этого оборачиваемость их снижается.

Лучшее средство предупреждения закозления — аккуратная разливка плавки. Очищать центровую и воронку надо прежде всего у разливочной площадки, сразу  же после наполнения куста. В этот момент горячий  скрап пластичен и легко снимается ломиком с кожухацентровой. Тогда во дворе изложниц выполняется менее трудоемкая операция — прочистка литникового канала.

Центровая закрепляется на поддоне в таком порядке. Сперва под нее вокруг гнезда распределительного кирпича наносят колечком слой огнеупорной глины. Затем набирают начинку из стопки шамотных трубок. На эту стопку плавно и точно опускают краном неразъемный кожух. В завершение ставится на глине шамотная воронка (лейка). Кольцевой зазор между кожухом и трубками засыпают сухим мелким кварцевым песком из коробки (песочницы), удерживаемой на кране чуть выше центровой. Все это делается рабочим, стоящим на верхних ступеньках накидной металлической лестницы.

После обработки центровых изложницы расставляют по кустам: сквозные размещают по центру выходного отверстия концевой проводки, а глуходонные устанавливают на шамотный направляющий стаканчик, над тем же отверстием в поддоне. При опускании изложницы обмазанный глиной конусный стаканчик впрессовывается в ее сквозное донное отверстие. Затем на изложницы устанавливают подмазанные и подогретые прибыльные надставки.

Готовит составы для разливки стали сверху сменная бригада— 18—20 чел. Из них расстановкой изложниц заняты 10— 12 чел. Остальные обрабатывают прибыльные надставки, приготовляют огнеупорные массы, выполняют другие работы. Участок обслуживается в смене 7—8 машинистами мостовых кранов и несколькими слесарями-ремонтниками.

На подготовку составов для разливки стали сифоном добавляется бригада из 5—6 огнеупорщиков-сифонщиков и двух человек на разделку литников.

Чаще всего на сборке разливочных составов травмируются конечности. Происходит это при крановых операциях и использовании ручного инструмента.

Главное условие безопасности труда на участке — рациональная организация всех видов работ.

Подготовка прибыльных надставок

Прибыльные надставки подмазываются огнеупорной массой и подогреваются газовыми горелками. При большом износе шамотной футеровки надставку выбивают, заново футеруют, подмазывают и подогревают. Кладка футеровки надставок выполняется каменщиками-огнеупорщиками. Подмазка — подмазчиками прибылей. В каждой из этих бригад работает в смене по 5—6 чел. Еще два человека обслуживают растворный узел. На подготовке прибыльных надставок трудятся и мужчины и женщины.

Прибывающие от стриппера на грузовых тележках и железнодорожных платформах прибыльные надставки сгружаются краном, доставляются к рабочим местам каменщиков и устанавливаются на ровной площадке с металлическим настилом. Здесь надставки проверяются бригадиром на годность. Поводом к выбраковке могут служить дефекты кожушка: отбитые уши и лапы (фиксаторы), оплавленная нижняя полка, заваренное основание, сквозные трещины.

Изношенная футеровка надставок выбивается ломиками в коробки, предназначенные для сбора шамотного боя. Надставки с исправным кожушком и надежной футеровкой идут на подмазку.

Запрещается выбивать надставку на весу и в неположенном месте. Выбитые кожушки размещаются на плитах пола расширенной частью книзу, с упором на все 4 лапы. Нижняя полка кожушка в этом положении находится выше пола на длину лап (100— 120 мм), что достаточно для свободных движений рук подмазчика при заглаживании нанесенной массы в нижней части надставки. До начала кладки новой футеровки каменщик обязан очистить кожушок от скрапа и шлака, иначе они могут поранить лицо или голову.

Рабочий заготавливает на каждую надставку комплект шамотных кирпичей (22—25 шт.), рядом ставит коробку с огнеупорной массой. Половина кирпичей размещается на верхней полке надставки, остальные — остаются на полу. Такой порядок кладки облегчает и ускоряет работу— не приходится менять позу (разгибаться, поворачиваться, наклоняться за каждым кирпичом). Заготовленный материал находится близко под рукой. Израсходовав верхний запас кирпичей, каменщик переносит на верх кожушка нижнюю стопку. Не рекомендуется складывать весь комплект кирпичей наверху кожушка: они могут обрушиться и ушибить рабочего.

Нижняя полка кожушка имеет в отливке ширину 50—55 мм, что достаточно для удержания низа кладки в положении «на ребро». При оплавлении нижней полки футеровка останется без опоры и вывалится из надставки на первой же плавке. Нормальный срок службы шамотной футеровки в надставке — 10— 12 плавок.

Кожушки, предназначенные для обрезки скрапа, расставляют на плитах пола в один ярус, со свободным подходом к каждому. Нельзя наваливать их в кучи и обрезать скрап в загроможденном месте. Надставки, хранящиеся в запасе, можно укладывать в штабеля, но не выше чем в три яруса и с проходами шириной не менее 1м.

Прибыльные надставки футеруются, как правило, на нулевой отметке для облегчения транспортировки огнеупоров к рабочим местам. Подмазка же производится на площадке с отметкой + 3 ,5м, т. е. на уровне верхних торцов изложниц в составе. Так проще устанавливать надставки на изложницы. Места под площадкой надо оградить и сделать надписи на видном месте «Близко не подходить», «Проход воспрещен», «Опасная зона».

Работа подмазчиков утомительна. Прибыльные надставки за время движения от стриппера во двор изложниц полностью не остывают и попадают на подмазку горячими. Рабочие наклоняются в полость надставки, накладывают и разравнивают вручную огнеупорную массу по горячей кладке. Они подвергаются интенсивному воздействию лучистого и конвективного тепла, вдыхают испарения сырого раствора, теряют мното пота. Поверхность обмазки одной надставки примерно 0,25 м2. За смену рабочему приходится подмазывать до двух десятков надставок.

Для облегчения условий труда подмазчиков необходима стабильная работа вентиляционных систем на участке. В холодное время года приточный воздух надо пропускать через калорифер, устранять сквозняки в помещении. Следует делать 10-минутные перерывы через каждые полтора-два часа работы. Комнату отдыха оборудовать кондиционером.

Администрация обязана выдавать подмазчикам суконный костюм, кожаные ботинки, брезентовые фартуки и рукавицы, защитные очки, каску, а в необходимых случаях и респиратор — по действующим нормам. Кроме того, их обеспечивают нарукавниками и наколенниками из асбеста или другого жаростойкого материала.

Связующие массы и растворы приготовляются из огнеупорной глины и речного песка в соотношении 1:10. В растворном узле, который находится на нулевой отметке в отдельном помещении, эти материалы загружают в барабан-смеситель, замешивают на воде с добавлением жидкого стекла и доводят до консистенции густой сметаны. Готовая масса выпускается в коробку и передается к месту ремонта надставок и на рабочую площадку подмазчиков.

Раствор готовят на своей площадке и сами подмазчики, вручную и в небольших количествах для разбавления загустевающей массы жидкой добавкой. На площадке есть для этого небольшой бак, к которому подведена вода и доставляется в бочкам жидкое стекло. Рабочие места подмазчиков оборудованы стеллажами и газовыми горелками для сушки надставок.

Рабочие участка подготовки прибыльных надставок чаще травмируют руки и ноги. Причина ушибов — несогласованность действий машиниста консольного крана и подкранового рабочего, неправильное обращение с палочными приспособлениями, неудовлетворительное содержание рабочих мест.

В зоне действия газовых горелок случаются легкие отравления людей оксидом углерода из-за слабого надзора со стороны сантехнической службы цеха. Устранение подобных случаев достигается улучшением работы обслуживающего персонала. Профилактика травматизма предусматривает следующие требования безопасности: надставки подмазывают в стороне от газовых горелок и не ближе 2м от факела пламени; на горелки их ставят аккуратно, устойчиво и не выше чем в два яруса; запрещается доступ к задвижкам газопровода и к вентилям горелок лицам, не обученным правилам безопасной эксплуатации газовых устройств; окрашивать кожушки надставок химическими активными веществами (известковым раствором, лаком) разрешается только на открытом воздухе; при переноске краном каждую надставку надо зачаливать отдельно.

Огневые работы в отделении

По назначению мастера часть изложниц с дефектами разгара на внутренних стенках наплавляют. Рабочая площадка для полуавтоматической электродуговой наплавки размещается в конце пролета, вблизи въездных ворот. Электрическую аппаратуру устанавливают в специальном помещении. На ремонте заняты два-три электрослесаря в смене.

Работа ведется в неблагоприятных условиях — при наплавке выделяются вредные газы (оксиды углерода, азота, марганца) от сгорания органической начинки электрода. Они скапливаются в полости изложницы, где человек наваривает дефектное место. Электронаплавщик работает в неудобной позе вблизи источника интенсивного газовыделения, применяя иаголовной щиток, светофильтр и изолирующий противогаз.

Для безопасных условий труда участок наплавки оборудуют вытяжной вентиляцией. К работе приступают только получив наряд — допуск, который выдает газоспасатель после замера пробы воздуха.

Проблема создания совершенной флюсующей начинки наплавочного электрода с минимальным содержанием вредных компонентов еще не решена. Чтобы защитить людей от слепящего действия электрической дуги, надо оградить рабочую площадку переносными щитами. Кантовать изложницы можно только специальными грузозахватными приспособлениями. Рабочих, занятых на ремонтах изложниц, обучают правилам технической эксплуатации и безопасности обслуживания электротехнического оборудования и аттестуют на третью квалификационную группу.

Другим видом огневых работ на участке является очистка заваренной оснастки и порезка литников. Они выполняются на другой площадке, которую отводят в зоне действия крайнего в пролете электромостового крана, в стороне от набираемых составов. Применяются газовые, керосиновые и бензиновые резаки удлиненной конструкции. Коллекторы кислорода и горючего газа монтируют вблизи рабочего места резчика, чтобы не протягивать шланги под железнодорожными путями.

Газовые приборы (резаки, бензобачки, редукторы и вентили) должны эксплуатироваться в соответствии с правилами безопасного выполнения газопламенной резки металлов.

Основные виды травм бензокеросинорезчиков — термические ожоги и ушибы. Возникают они из-за неудовлетворительной организации труда, несоблюдения технологии и нарушений правил техники безопасности. К ним следует отнести:

  1. Применение неисправного резака или изношенных резиновых шлангов, из-за чего может воспламениться горючая смесь и загореться спецодежда рабочего. Шланги должны иметь не более 2 стыков. Концы кислородных шлангов скрепляют стальными ниппелями, прочными хомутиками. Обвязка проволокой концов не обеспечит достаточной плотности на стыке шлангов для кислорода, поступающего под давлением 0,35—0,40 МПа. Мягкой проволокой можно скреплять только концы газовых шлангов ввиду меньшего давления коксового газа (5-10 кПа). На всех задвижках и вентилях повесить таблички «Кислород. Коксовый газ. Маслоопасно».
  2. Неправильные приемы резки металла, которые вызывают перегрев и засорение окалиной выходного отверстия мундштука (наконечника), обратный удар пламени и загорание спецодежды резчика. Нельзя работать с неисправным манометром (или без него) на бензобаке; оставлять резак с не потушенным пламенем, что приведет к ожогам людей, оказавшихся поблизости; перекрывать вентили на резаке, коллекторах кислорода и коксового газа на (время перерыва, бросать в случайных местах перекрытый резак (его надо положить на подкладку или повесить на кронштейн, что бы не засорить отверстие мундштука), навешивать на кислородные и газовые вентили инструмент, одежду и другие предметы.
  3. Удары железными предметами по редукторам и вентилям. Они могут привести к искре и возникновению сильного пламени в чистом кислороде (со взрывом).
  4. Использование коротких резаков, что заставляет рабочего близко подходить к литнику и подвергать себя опасности ушиба при падении обрезанных частей металла.

Специальные ремонты подвижного состава выполняются по графикам в ремонтно-механическом цехе. Во дворе изложниц постоянно производят осмотры, ревизии, смазку, наладку и текущие (мелкие) ремонты сталевозных тележек. Работу эту обычно ведут в пролете или железнодорожном тупике. Место ограждают знаком безопасности, выставляемым перед ближайшей переводной стрелкой.

Согласно требованиям безопасности труда, ремонты сталевозных тележек в пролете разрешаются только по нарядам-допускам, выдаваемым администрацией цеха. В крановой операции е грузом может участвовать только обученный и аттестованный стропальщик из числа слесарей-ремонтников и лично известный машинисту крана. На рабочем месте не должно быть завалов из ремонтируемых тележек, лафетов, колесных пар, узлов деталей и пр.

Условия труда

Рабочие отделения подготовки составов непосредственно не выполняют операций с жидким металлом и шлаком, меньше подвергаются воздействию интенсивной тепловой радиации по сравнению со сталеварами и разливщиками. Тем не менее производственная. среда на всех участках примерно такая, как в горячем цехе. В работу поступают изложницы и поддоны, нагретые до 80— 100°С. От горячей оснастки в рабочую зону направляются потоки конвективного тепла. На участке очистки поддонов и комплектации составов воздушная среда загрязнена испарениями кузбасслака, продуктами сгорания коксовото газа в газовых горелках, шлаковой и керамической пылью.

Рабочие загружены в смене неравномерно. Их занятость определяется оборачиваемостью оснастки. Движения и действия на обрабатываемых составах совершаются форсированно, в ускоренном темпе, диктуемом режимом работы конвертеров и графиком выпуска плавок. Затем наступают перерывы в работе и расслабление организма людей до подачи от стриппера следующего потока оснастки. Такой труд с неравномерной загрузкой людей весьма утомителен. Если после двух-трех часов интенсивного труда наступает перерыв, растянутый на часполтора, то человек не столько отдыхает, сколько теряет собранность и оперативную направленность («размагничивается»). Нарушается согласованность действий внутренних органов. Доминантная настройка организма на привычную работу расстраивается. Готовность к автоматическим действиям по рабочему стереотипу отменяется. Мозговые концы анализаторов, принимающие нервные импульсы и подвергающие их тонкому физиологическому анализу с выдачей исполнительных команд рабочим органам, перестраиваются на замедленные ритмыпосторонних раздражений. По следовым возбуждениям проступают бытовые доминанты.

После перерыва приходится повторять те же фазы трудового процесса, что и в начале смены, т. е. вырабатывание и достижение высокой производительности труда. Хотя работа продолжается с тем же вынужденным напряжением, но каждый повторный цикл сопровождается более быстрым утомлением организма в связи с ускорением рабочих движений (чтобы поспеть за графиком) и сокращением внутриоперационного отдыха.

В результате неупорядоченной и неритмичной работы менее точно срабатывают условные ориентировочные рефлексы. Вероятность ошибочных действий и производственного травматизма возрастает.

Профилактика травматизма в отделении подготовки разливочных составов предусматривает в первую очередь организацию ритмичной работы конвертерного цеха. Работа самого отделения тоже должна быть упорядочена. Необходимо правильно расставлять людей в бригадах, специализировать мостовые краны по технологическим и вспомогательным работам, своевременно проводить профилактические и капитальные ремонты оборудования, умело его эксплуатировать.