Мартеновское производство

Организация основных работ в мартеновском цехе

Подача и загрузка твердых шихтовых материалов. Мульдовые со­ставы с шихтой заблаговременно подают в шихтовой открылок из шихтовых отделений цеха. Перед началом завалки мульдовый состав подают к печи на мульдовый путь. Хоботом завалочной машины мульды поочередно поднимают с состава, вводят через окно в печь и опрокидывают, после чего пустые мульды вновь устанавливают на состав. После загрузки очередной мульды со­став передвигают хоботом завалочной машины так, чтобы против рабочего окна печи вместо опорожненной оказалась полная мульда.

Подача и заливка чугуна. Жидкий чугун подают в печной про­лет на чугуновозный путь из миксерного отделения чугуновозами. Ковши поднимают заливочным краном и заливают из них чугун в печь через специальные желоба, которые перед заливкой уста­навливают с помощью крана в рабочие окна печи. При ремонтах миксера ковши с чугуном подают в торец печного пролета и под­нимают их заливочным краном через проем 5 в рабочей площадке.

Подача ферросплавов. Ферросплавы привозят в печной пролет на железнодорожных платформах в саморазгружающихся бадьях из склада ферросплавов. Бадью поднимают заливочным краном и разгружают ферросплавы в подвесные бункера, расположенные над рабочей площадкой между печами. Из бункеров ферросплавы выдают в печной и разливочный пролеты. Открывая затвор бун­кера, ферросплавы высыпают в устанавливаемые под ним на ве­сах мульду или лоток. Далее загруженную мульду завалочной машиной передают к печи, а лоток на передаточной тележке перевозят в разливочный пролет в зону действия консольного крана.  Этим краном ферросплавы  из лотка высыпают в расходные бункера.

Шлак убирают через разливочный пролет. Шлак из печи ва время плавки сливают через среднее рабочее окно в шлаковую чашу, которая перемещается под рабочим пространством по по­перечному пути. После заполнения чашу выдают в разливочный пролет, где ее разливочным краном переставляют на шлаковозы, вывозящие шлак по продольному шлаковому пути. Шлак, сливае­мый через шлаковые отверстия в задней стенке печи, и избыточ­ный шлак, вытекающий из сталеразливочного ковша во время выпуска стали, попадают в шлаковые чаши 23 (рис. 16), уста­новленные рядом с разливочным ковшом. Заполненные чаши так­же ставят краном на шлаковозы и вывозят по шлаковому пути.

Основное оборудование.  Напольные завалочные машины. Основой машины является мост, перемещающийся по ширококолейному пути вдоль печей. По мосту в поперечном направлении передвигается тележ­ка, на которой закреплен хобот, снабженный механизмом захвата мульды и механизмами вращения и качания (подъема и опуска­ния) хобота. Взаимодействие перечисленных механизмов обеспечивает захват мульды хоботом, ее подъем с мульдовой тележки, введение в печь через окно и опрокидывание мульды.

Заливочные краны имеют грузоподъемность 125/30 или 180/50 т; это такие же краны, что и используемые в миксерных отделениях. Чугуновозы  служат для подачи зали­вочных ковшей с жидким чугуном из миксерного отделения; их перемещают с помощью локомотива. Емкость заливочных ковшей составляет 90—100 или 140 т.

Мульда представляет собой литую стальную емкость с карманом  на торцовой стенке. В карман опускают головку хобота завалочной машины и вдвигают с помощью штока  су­харь  в пазы кармана, что обеспечивает захват мульды хоботом. Объем типовых мульд для печей емкостью более 200 т составляет 1,75; 2,2 и 3,3 м3. Тележки для мульд, из которых фор­мируют мульдовые составы, имеют грузоподъемность 40—50 т. На одну тележку устанавливают 3—4 мульды.

Очистка дымовых газов. Мартеновские печи, работающие с продувкой ванны кислородом, оборудованы системами очистки дымовых газов от пыли, ко­торые располагают на пути движения газов после котла-утили­затора. Применяют мокрые газоочистки с трубами Вентури или электрофильтры. Первая система газоочистки включает трубы Вентури, каплеуловитель и дымосос; вторая — электрофильтры, дымосос и иногда скруббер для охлаждения газов, которые долж­ны иметь перед электрофильтром температуру не более 250°С. Работа мокрых газоочисток требует больших энергетических за­трат в связи с тем, что из-за большого сопротивления труб Вен­тури применяют дымососы с более мощными электродвигателями. Мокрые газоочистки часто сооружают в связи с нехваткой площа­дей для размещения электрофильтров.