yandex.metrica
Мартеновское производство

Общая характеристика мартеновского цеха

Практически для всех крупных мартеновских цехов отечественных металлургических заводов характерна единая схема планировки, транспортных потоков и организации выполнения основных работ. Характерными особенностями планировочных решений мартенов­ских цехов являются: организация выплавки и разливки стали в главном здании цеха, разливка стали в изложницы, вынесение всех работ по хранению и подаче шихтовых материалов и подго­товке изложниц в специализированные отделения, располагаемые в отдельных зданиях, использование для связи между отделе­ниями железнодорожного транспорта.

Основные грузопотоки в мартеновском цехе — подача и за­грузка в печи стального лома и сыпучих материалов, подача и заливка чугуна, подача изложниц, уборка слитков й шлака; глав­ные вспомогательные грузопотоки — подача огнеупоров и мате­риалов для ремонта и уборка ремонтных отходов. Рациональная организация грузопотоков обеспечивается за счет расположения всех отделений в одном (продольном) направлении и транспортировки основных грузов по продольным рельсовым пу­тям с использованием стрелочных съездов между ними. Переме­щение грузов в поперечном направлении внутри отделений обес­печивается в основном мостовыми кранами, что создает незави­симость грузопотоков в продольном и поперечном направлениях.

На территории цеха проложена сеть автомобильных дорог, используемых для подвоза вспомогательных материалов и оборудования.

Основные производственные отделения мартеновского цеха  — главное здание, миксерное отделение, два шихтовых отделения верхнего типа (одно для магнитных и второе для сыпучих материалов), стрипперное отделение, участок охлаждения изложниц, отделение чистки и смазки изложниц, отделение подготовки составов. В зависимости от потребности в жидком чугуне цех имеет одно или два миксерных отделения, расположенных у торцов печного пролета. Расположение миксеров в отделениях — верхнее, что позволяет транспортировать чугун к печам по уровню рабочей площадки печного пролета.

Шихтовые отделения верхнего типа обеспечивают транспортировку мульдовых составов по рельсовым путям на уровне рабочей площадки печного пролета без подъемов и спусков, что существенно упрощает и ускоряет оборот составов.

Главное здание цеха. В главном здании выплавляют и разливают сталь в изложницы. Основой объемно-планировочных решений главного здания яв­ляется характерное для всех сталеплавильных цехов расположе­ние печей в одну линию и на определенной высоте (на уровне рабочей площадки), а также выполнение основных технологиче­ских операций — выплавки и разливки стали в отдельных специа­лизированных пролетах.  Здание состоит из трех пролетов — печного, разливочного и шихто­вого открылка.

В печном  пролете расположены мартеновские печи, а также транспортные пути для подачи шихтовых, заправочных и вспомо­гательных материалов и оборудование для загрузки и обслужи­вания печей. Печи расположены между колоннами, разделяющими печной и разливочный пролеты так, что обеспечивается выпуск стали в разливочный пролет и вместе с тем печи выдвинуты в печной пролет настолько, что их оси находятся в зоне действия заливочного крана.

Шаг колонн этого ряда в соответствии с существовавшими строительными нормами кратен 12 м и для печей емкостью 300—900 т составляет 36 и 48 м. Печной пролет перекрыт рабочей площадкой, располагаемой на такой высоте, чтобы обеспечить персоналу возможность обслуживания рабочего пространства через рабочие окна. Обычно эта высота составляет 6—8,1 м.

В торцах цеха, а также часто между двумя-тремя соседними печами предусматривают «холостые» пролеты без печей. Несмот­ря на увеличение длины цеха они необходимы, так как умень­шают помехи в работе смежных печей (длина мульдового состава превышает длину печи и его перемещение в процессе загрузки препятствует обслуживанию соседних печей); кроме того, улуч­шаются условия разливки, так как можно увеличить длину раз­ливочных площадок.

На рабочей площадке вдоль пролета уложены три рельсовых пути. Ближний к печам путь  нормальной колеи называется мульдовым, на него подают мульдовые составы с шихтой при завалке. Дальний от печей путь нормальной колеи — чугуновозный. По нему в пролет с помощью чугуновозов  подают жид­кий чугун из миксерного отделения. Средний путь  с шириной колеи от 7,5 до 9,5 м предназначен для перемещения завалочных машин.

Печной пролет оборудован мостовыми кранами для заливки чугуна и напольными завалочными машинами  для завалки шихты с помощью мульд. В холостых пролетах между печами располагают подвесные бункера для хранения ферросплавов, пе­реносные бункера для заправочных материалов, участки ремонта желобов для заливки чугуна, заправочные торкрет-машнны. Бун­кера для ферросплавов устанавливают также у колонн между печами. Меэкду колоннами, разделяющими печной пролет и ших­товый открылок, располагают пульты .управления печами и вспо­могательные помещения.

Ширина печного пролета определяется габаритами мартенов­ских печей и перемещаемого вдоль пролета оборудования (мульдовых составов, завалочных машин, чугуновозов), а также тре­буемым между ними расстоянием для безопасного прохода (0,5 м между печью и мульдовым составом и между составом и завалоч­ной машиной; 1 м между чугуновозом и колоннами пролета). С учетом изложенного ширину печного пролета делают в преде­лах от 27 до 30 м. Высота пролета до верха подкрановых рельсов составляет 16—20 м.

Шихтовый открылок предназначен для обеспечения беспере­бойной подачи мульдовых составов с шихтой к печам. Он пере­крыт рабочей площадкой, являющейся продолжением рабочей площадки печного пролета; на рабочей площадке уложены два или три железнодорожных пути 9. Эти пути связаны стрелочными съездами между собой, а также с мульдовым путем печного пролета.

На путях шихтового открылка подаваемые из шихтовых отделений мульдовые составы ожидают начала завалки. Желез­нодорожные пути обеспечивают также возможность маневрирова­ния составами при их подаче к печам и движении обратно. Ши­рина шихтового открылка при двух рельсовых путях составляет 14 м, при трех 18 м; высота определяется габаритами железно­дорожных вагонов. В шихтовом открылке нет кранового обору­дования.

К шихтовому открылку примыкают помещения 21 котлов-ути­лизаторов, вблизи них находятся дымовые трубы 20.

Разливочный пролет служит для приема выпускаемой из печей стали, ее разливки по изложницам и для уборки из цеха шлака. Пролет оборудован разливочными, консольными  и велоси­педными  кранами; в нем размещены разливочные площадки 1, разливочные пути для тележек  с изложницами, путь  для вывоза шлака и мусора, стенды для сталеразливочных и шла­ковых ковшей. Высота расположения разливочных кранов та­кая же, как и заливочных кранов печного пролета.