Конвертерное производство

Машины для ремонта конвертеров

В конвертерных цехах используют комплекс высокопроизводитель­ных машин, обеспечивающих проведение ремонтов в кратчайший срок. С этой целью применяют машины для ломки выгоревшей и кладки новой футеровки, перемещения корпуса конвертера, опорного кольца и днищ, торкретирования футеровки.

Машины для ремонта футеровки конвертеров. Машины для ремонта футеровки обеспечивают установку рабочей площадки корпуса конвертера на требуемой высоте и подачу огнеупорных материалов. Используют следующие типы машин: крановые, навесные и напольные. Крановые и навесные машины применяют при ремонтах глухо­донных конвертеров, напольные — для ремонта конвертеров с отъемными днищами. Крановые машины по сравнению с навесными более ( эффективны в работе и обеспечивают проведение ремонта в более короткое время.

Крановая машина для ремонта футеровки конвертеров. Основные узлы машины —мост  с механизмом передвиже­ния, две рабочие площадки, расположенные на разных уровнях, механизм вертикального перемещения рабочих площадок, откидные козырьки  и вертикальный платформенный подъемник материалов.

Верхняя рабочая площадка по сравнению с нижней выполнена большего диаметра и соединена с мостом машины тремя телескопи­ческими направляющими. Нижняя площадка крепится к верхней площадке тремя телескопическими стойками. Механизм перемещения рабочих площадок состоит из барабанной лебедки, канатов, направляющих  и подвижных блоков, закрепленных на верхней площадке. Поворот козырьков рабочих площадок осуществляют гидроцилиндрами. Огнеупорные материалы на поддонах подают на мост машины автопогрузчиком, устанавливают на платформу подъемника материалов 12 и опускают на рабочие площадки. Перемещение плат­форм осуществляют механизмом, состоящим из лебедки, канатной системы  с направляющими блоками. Платформу подъемника за­крепляют на нижней рабочей площадке фиксаторами, обеспечивая возможность ее перемещения по отношению к верхней площадке.

Машина передвигается по рельсовому пути, расположенному над конвертерами. Ходовая часть снабжена четырьмя колесами, из которых два — приводные. Механизм передвижения выполнен с двумя индивидуальными приводами. В состав каждого привода входят элект­родвигатель, тормоз и горизонтальный двухступенчатый редуктор.

Крановые машины, применяемые в цехах с конвертерами вмести­мостью 250 и 300—350 т, по конструкции однотипные.

Машины для ломки футеровки конвертеров. В машинах для ломки футеровки используют два основных способа ее разрушения — удар­ный и скалывания зубьями, совершающими поворотное и поступатель­ное движения Первый и наиболее эффективный способ применен в отечественной машине для ломки футеровки, второй — в машинах ряда зарубежных фирм.

Машины для установки конвертера. Для установки на фундамент 300—350 и 350—400-тонных конвертеров и для их снятия созданы гидравлические машины грузоподъемностью соответственно 1800 и 2200 т, обеспечивающие надвижку конвертера крупным блоком, состоящим из корпуса, опорного кольца, подшипниковых узлов и навес­ных приводов. Кроме того, машины позволяют производить поддомк­рачивание футерованного конвертера вместе с опорным кольцом и жидким металлом, необходимое при ревизии и ремонте опорных подшипников.

Машина грузоподъемностью 2200 т состоит из двух одно­типных тележек, на которых установлены спаренные колонны, гидроцилиндры подъема, механизмы наклона колонны  и гидрона­сосные установки  с аппаратурой управления. Между собой тележки шарнирно соединены тягами.

Рама основной тележки опирается на восемь ходовых колес, распо­ложенных попарно в балансирных тележках. При движении маши­ны о грузом усилие воспринимается только ходовой частью; при под­домкрачивании конвертера вводятся винтовые упоры, разгружаю­щие ходовую часть. Передвижение машины осуществляют сталевозом.

В рамах тележек установлено по два гидравлических цилиндра подъема, на плунжера которых посредством вкладышей 7 опираются стойки, проходящие сквозь спаренные колонны. Вверху перемещае­мый конвертер 6 опирается на четыре точки. Синхронность работы гидроцилиндров подъема контролируется рычажной системой, воз­действующей на гидроаппаратуру управления.

В нерабочее наклонное положение колонны вокруг оси  переводят гидравлическими механизмами наклона, каждый из которых снабжен двумя качающимися гидроцилиндрами  двухстороннего действия. Помимо вертикального перемещения груза машина позволяет производить небольшое его поперечное смещение и поворот в горизонталь­ной плоскости.

Машина для торкретирования конвертеров. Повышение срока службы футеровки сталеплавильных агрегатов, и в частности конвер­теров, достигают профилактическим горячим ремонтом — торкретиро­ванием, которое заключается в нанесении на футеровку тонкого защитного слоя торкрет-массы. Торкретирование производят при гори­зонтальном положении конвертера сразу после выпуска стали, когда футеровка нагрета до 1300—1500°С.

Для конвертеров применяют два способа торкретирования. Со­гласно первому способу торкрет-массу, состоящую из увлажненного огнеупорного порошка с добавкой связующего материала, подают на поверхность  нагретой футеровки в струе сжатого воздуха. Большим недостатком  этого способа является сползание еще не затвер­девшей массы с наклонных участков футеровки, в результате чего торкретирование конвертера в районе цапф не эффективно. Факель­ное торкретирование (второй способ) заключается в том, что сухую торкрет-массу, состоящую из магнезитового порошка в смеси с тонко измельченным коксом, подают на поверхность футеровки в высоко­температурном факеле. Сгорание кокса в струе кислорода разогре­вает частицы огнеупорного порошка, они оплавляются и при ударе в футеровку привариваются. Преимуществами факельного торкре­тирования являются равномерность и хорошая схватываемость с футеровкой защитного покрытия, возможность работы кон­вертера сразу после торкретирования, в то время как при торкре­тировании увлажненными массами требуется длительное время на­грева.

Для торкретирования конвертеров применяют машины двух ти­пов: подвесные, перемещающиеся по балкам под конвертером, и на­польные, передвигающиеся по рабочей площадке. Напольные машины отличаются от подвесных большей гибкостью в работе, возможно­стью качественного торкретирования труднодоступных мест на фу­теровке.