Шихтовые дворы

Основные опасности при работах на шихтовых дворах мартеновских цехов следующие:

  • наезды подвижного состава и придавливания рабочих в негабаритных местах;
  • падение рабочих в бункерные ямы при разгрузке материалов;
  • травмирование электромагнитами и грейферами мостовых кранов;
  • падение лома, переносимого кранами;
  • травмирование при взрыве взрывоопасного лома.

Для предотвращения травмирования подвижным составом во въездных проемах здания шихтового двора необходимо устраивать автоматически действующую свето-звуковую сигнализацию, оповещающую работающих о подаче составов.

Большое значение для безопасной работы имеет сохранение безопасных габаритов от железнодорожных путей; несоблюдение безопасных габаритов между железнодорожными путями и между железнодорожным путем и окружающими предметами может привести к придавливанию рабочих, оказавшихся в этих местах. Для безопасного передвижения вдоль шихтового двора необходимо предусмотреть свободный проход шириной не менее 1 м.

Серьезной опасностью при работе на шихтовых дворах является падение рабочих в бункерные ямы при разгрузке флюсов и заправочных материалов из вагонов саморазгружающегося типа, что объясняется отсутствием ходовых площадок вдоль бункерных ям. В действующих цехах устройство стационарных ходовых площадок затрудняется недостаточной шириной бункерных ям. В связи с этим при отсутствии специальных приспособлений для безопасного открывания люков вагонов рабочие вынуждены применять опасные приемы работы (открывание люков из-под вагонов или держась за конструкции разгрузочной эстакады), что приводит к травмированию рабочих люками вагонов и к падению в бункерные ямы.

Для устранения опасных способов работы при проектировании новых цехов надо предусматривать достаточную ширину бункерных ям и устройство ходовых площадок для открывания люков вагонов. Еще лучше заменять бункерные ямы подвесными бункерами для непосредственной подачи материалов в мульды.

На существующих шихтовых дворах для предотвращения падения рабочих в ямы надо применять специальные передвижные краны напольного типа или хотя бы люльки, подвешиваемые к мостовым магнитно-грейферным кранам, или мостики, устанавливаемые кранами на разделительные стенки бункерных ям. Конструкция передвижного крана с площадками приведена на рис. 37. Применять опасные приемы работы при открывании люков вагонов недопустимо.

Мостовой кран с подвесными площадками

Чтобы избежать травмирования рабочих электромагнитами и грейферами, машинисты кранов обязаны внимательно следить за рабочими не опускать электромагниты и грейферы вблизи рабочих. Хорошее освещение шихтового двора является необходимым условием безопасной работы. Опасно находиться внутри вагонов для направления грейфера в нагон. Такую работу выполняют при помощи длинных шестов, находясь вне вагона.

В связи с возможностью несчастных случаев при падении материалов, переносимых электромагнитами и грейферами, рабочие не должны находиться в зоне транспортировки грузов кранами. При погрузке лома в мульды размагничивать электромагнит можно на минимальной высоте (не более 0,5 м) от загружаемых мульд, причем рабочие обязаны находиться в стороне на безопасном расстоянии. Подправка материалов вручную допускается лишь после отъезда крана.

Во избежание взрывов металлический лом должен быть тщательно осмотрен пиротехниками. В полых предметах надо прорезать два диаметрально противоположных отверстия. Нельзя допускать погрузку полых предметов с водой, снегом и льдом. Для стока воды в дне мульд должны быть небольшие отверстия.

Очистку железнодорожных путей от материалов, просыпавшихся при нагрузке в мульды, можно выполнять только после ограждения путей сигналами остановки и под наблюдением специального сигнальщика.

Для удобного и безопасного сообщения между шихтовым двором и главным корпусом мартеновского цеха рекомендуется устраивать переходные мостики.

Доставка шихтовых материалов к мартеновским печам

При доставке шихтовых материалов к мартеновским печам на тележках травмы наблюдались в результате наезда тележек, падения под колеса при сопровождении составов, придавливавия тележками или мульдами в негабаритных местах и при сцепке тележек.

При доставке мульд к печам кранами несчастные случаи происходили в результате срыва с цепей или захватов крана, а также в результате придавливания или ударов рабочих мульдами.

Чтобы предотвратить наезды составами, въездные ворота цеха необходимо оборудовать свето-звуковой сигнализацией, заранее извещающей о приближении составов. При подаче составов тележками вперед, составитель или сцепщик обязан на­ ходиться впереди состава. Скорость движения составов в цехе не должна превышать 4 км/ч. Мульдовые тележки необходимо оборудовать автосцепкой, так как полуавтоматическая сцепка
не обеспечивает надлежащей безопасности.

Для безопасного передвижения составительских бригад крайние в составе тележки следует оборудовать сидениями, защищенными от мульд. Для предотвращения столкновения мульдовых тележек с чугуновозами необходимо применять световую сигнализацию с разрешающими и запрещающими сигналами. Переходить через составы с мульдами опасно и поэтому недопустимо.

В цехах с завалочными машинами кранового типа мостовые краны и тельферы, доставляющие мульды на стеллажи рабочей площадки, с целью устранения опасных ручных операций следует оборудовать захватами с дистанционным управлением.

Чтобы обеспечить надежный захват мульд, днища последних рекомендуется снабжать выступами для фиксирования рамных захватов. При транспортировке мульд при помощи стропов конструкция захватных приспособлений (крюки, серьги) должна исключать опасность падения мульд. Чалочные цепи и тросы надо применять с 8—40-кратным запасом прочности. Нельзя переносить мульды цепями или тросами, подводимыми
под дне мульды, так как при этом возможно их соскальзывание и падение мульд.

В связи с возможностью травмирования рабочих при от­ цепке и зацепке мульд на стеллажах завалочные машины не должны работать в непосредственной близости к ним.

Ширина стеллажей для мульд определяется условиями их захвата рамными захватами и необходимостью обеспечения устойчивости мульд. При транспортировке мульд при помощи цепей ширина стеллажей должна быть не менее длины мульд. Стеллажи необходимо прочно закреплять на балконе рабочей площадки. Устанавливать мульды на стеллажах надо без перекосов и односторонних сдвигов.

Подача мульд с шихтой на рабочую площадку вертикальными подъемниками нежелательна по условиям безопасности. В действующих цехах устройство и эксплуатация вертикальных подъемников должны удовлетворять требованиям правит Госгортехнадзора.

Завалка шихты в мартеновские печи

При завалке шихты в печи напольными завалочными машинами травмы могут быть в результате придавливания машиной к составам с мульдами, закромам с заправочными материалами, коробкам и контейнерам, а также и штабелям огнеупорных кирпичей; сбивания и наездов завалочной машиной; ожогов при выбивании пламени из печи; поражения током при прикосновении к троллеям завалочной машины; придавливания между
конструкциями печи и передвигаемыми тележками с мульдами. Серьезную опасность при завалке шихты в печи машинами любого типа представляют взрывы взрывоопасного лома или влажных материалов.

Между лобовой частью завалочной машины и мульдами на тележках, а также между мульдами и конструкциями печи должно быть безопасное расстояние 500—700 мм.

Для предотвращения сдвига мульды целесообразно снабжать специальными приливами. Пульт управления завалочной машиной должен иметь приспособление для определения машинистом правильной установки мульд на тележки. Расстояние не менее 700 мм необходимо обеспечить также между завалочной машиной и чугуновозными ковшами. Отсутствие указанных безопасных габаритов приводило к тяжелым травмам.

Для предотвращения придавливания рабочих расстояние от пола рабочей площадки до нижней части рамы завалочной машины должно быть не менее 600 мм, а от закромов с заправочными материалами—не менее 400 мм.

Ходовые колеса завалочной машины нужно ограждать кожухами с зазором между рельсами и кожухом не более 10 мм. Завалочные машины необходимо оборудовать звуковой сигнализацией и тормозами мгновенного действия.

Машинисты завалочных машин должны быть надежно защищены от выбивания пламени из печей, выбросов металла и шлака и от теплового облучения. Для этого кабину управления надо выполнять с теплоизолированными передней и боковыми стенками. Смотровое окно кабины следует защищать густой металлической сеткой. Завалочные машины любого типа необходимо обеспечить удобным сидением поворотного типа, амортизирующим вибрации.

Для предотвращения поражения электрическим током троллеи тележки завалочной машины необходимо располагать в местах, недоступных для случайного прикосновения внутри рамы машины, или надежно их ограждать.

В связи с опасностью травмирования рабочих печного пролета при движении тележек с мульдами во время завалки передвигать тележки хоботом завалочной машины допускается под руководством сталевара печи со скоростью не более 3 км/ч. Сталевар обязан проверить отсутствие рабочих на пути передвижения тележек и завалочной машины.

Завалочные машины кранового типа опаснее напольных, что объясняется одновременным движением машины в различных плоскостях. Основными опасностями в этом случае являются придавливание кабиной машины к окружающим конструкциям и предметам, сбивание кабиной или хоботом машины, падение мульд со стеллажей при снятии или установке и ожоги машинистов во время ввода хобота с мульдой в печь.

С целью безопасности завалочные машины кранового типа необходимо оборудовать блокировками, исключающими возможность приближения кабины на расстояние менее 500 мм к колоннам и другим предметам, выступающим за габариты колонн. Чтобы предотвратить придавливание рабочих кабиной машины к полу площадки, устройство кабины должно исключать ее опускание на расстояние менее 400 мм от пола. Особое
внимание надо уделять надежной защите машинистов от ожогов при выбросах материалов из печи во время завалки.

В цехах с напольными машинами сыпучие материалы желательно доставлять в бункерах с механизированными затворами, устраняющими ручной труд :при наборе этих материалов в мульды.

При хранении материалов на площадке у печей между нижней частью завалочных машин любого типа и материалами должно быть расстояние не менее 400 мм.

Хранить и подготавливать ферросплавы следует в специальных помещениях с закромами и дробильными установками. Доставку ферросплавов в цех и к печам с целью безопасности необходимо полностью механизировать.

Во избежание взрывов загрузка влажных материалов в расплавленную ванну не допускается. Для просушки руды и бокситов следует устраивать сушильные установки.

Ввиду опасности выбивания пламени из печи находиться вблизи завалочных окон во время перевода клапанов на печах, отапливаемых газом, недопустимо. Для оповещения о переводе клапанов требуется устройство автоматической звуковой сигнализации.

Чтобы предотвратить выбивание пламени и выброс расплавленных материалов во время заливки чугуна, завалку руды и известняка в ванну печи следует производить равномерно слоями небольшой толщины с последующим хорошим прогревом их до заливки чугуна.

Для полировки плавки надо применять кусковатую руду. Загрузка руды при полировке плавки, как правило, должна осуществляться завалочной машиной с медленной кантовкой мульд С целью уменьшения выбивания пламени подачу топлива и воздуха надо резко сократить, а дымовой шибер полностью открыть.

Подачу в печь раскислителей и легирующих добавок следует механизировать.

Миксеры

При эксплуатации миксеров травмы происходят в результате ожогов чугуном при его заливке в миксер и сливе из него в ковши, а также вследствие отравления рабочих газом.

Для предотвращения ожогов при выплесках чугуна из ковшей уровень чугуна в ковше должен быть ниже края на 250 мм. При прибытии из доменного цеха переполненных чугуном ковшей излишек чугуна необходимо предварительно сливать в резервный ковш. Перед заливкой чугуна в миксер следует проверить состояние сливных носков ковшей и очистить носки от скрапа.

Перед подъемом ковшей с чугуном машинист крана обязан убедиться в том, что цапфы ковша полностью вошли в зев крюков траверсы крана. В практике наблюдались серьезные аварии в результате срыва ненадежно захваченных ковшей во время их подъема.

Если на поверхности чугуна образовалась корка, то ее необходимо удалить у сливного носка, в противном случае может произойти авария при сливе чугуна в миксер. Пробивать корку нужно механизированным способом или прорезать отверстие в ней кислородом.

Удалять шлак с поверхности чугуна в ковшах допускается длинными гребками с площадки, оборудованной теплозащитными экранами.

Зацепку вспомогательного крюка для наклонения ковша при сливе чугуна в миксер следует механизировать и осуществлять после подъема ковша. Для предотвращения разбрызгивания чугун заливать в миксер надо равномерной струей. Для оповещения работающих о заливке чугуна необходимо подавать звуковой сигнал. Во время заливки чугуна в миксер рабочий (миксеровой) должен находиться в закрытой огнестойкой кабине,
расположенной в удобном для наблюдения месте.

Во избежание аварий миксер надо оборудовать приспособлениями, выводящими его из наклонного положения в нормальное в случае повреждения механизма наклона.

Расположение (поста управления миксером должно обеспечивать хорошую видимость миксера и ковша пои сливе чугуна. Выход из помещения надо располагать со стороны, противоположной сливному носку миксера. В летнее время пост управления должен быть обеспечен кондиционированным воздухом.

Для беспрепятственного спуска людей рабочую площадку миксера надо оборудовать двумя лестницами.

Чтобы уменьшить теплоизлучение, заливочное окно миксера и его сливной носок необходимо закрывать механизированными футерованными крышками. Для предотвращения образования настылей сливной носок надо оборудовать дополнительным обогревом

Миксеры следует оборудовать блокировкой, исключающей его наклонение при отсутствии ковша под сливным носком. Включение звукового сигнала перед сливом чугуна должно быть сблокировано с пусковым устройством миксера.

Конструкция и состояние подводов газа к миксеру должны исключать просачивание газа. Герметичность подводов газа периодически надо проверять обмазкой мыльным раствором мест возможной утечки газа.

Для скачивания шлака и удаления графита из миксера целесообразно применять машину с дистанционным управлением и с приспособлением для задерживания шлака при сливе чугуна. Сливать шлак следует в специальные шлаковозные ковши.

Миксеры необходимо оборудовать вытяжными вентиляционными установками для улавливания графита.

Чтобы избежать выплесков чугуна при передвижении ковшей и заливке чугуна в печи, ковши надо не доливать до края на 250 мм. Пребывание рабочих в зоне возможного попадания брызг при заливке и сливе чугуна из миксера недопустимо.

При ремонте миксера подводы газа необходимо отключать не только задвижками, но и заглушками. Ремонтные работы разрешается выполнять лишь после охлаждения и проветривания миксера, пользуясь прочными подмостками с предохранительными перилами.

Разборку футеровки во избежание ее обрушения следует начинать сверху. Извлекать чугун, застывший в углублениях футеровки, рекомендуется кранами, предварительно разрезая его кислородом. Взрывные работы допускаются в виде исключения с соблюдением Единых правил безопасности при ведении взрывных работ. По окончании ремонта футеровку миксера перед заливкой чугуна необходимо высушить и прогреть.

Доставка и заливка чугуна в мартеновские печи

Основными опасностями при доставке чугуна и его заливке в печи являются наезды чугуновозными ковшами и ожоги рабочих чугуном. Серьезную опасность представляют также взрывы чугуна в результате его соприкосновения с водой, охлаждающей крышки завалочных окон или желоба для заливки чугуна в печи.

С целью безопасности при подаче состава ковшами вперед, составитель или сцепщик должен находиться впереди состава для оповещения работающих о движении состава.

Для предотвращения опрокидывания ковшей центр тяжести ковша, наполненного до краев чугуном, должен быть ниже оси вращения не менее чем на 200 мм. Тележки (лафеты) ковшей необходимо снабжать автосцепкой и приспособлениями, амортизирующими толчки при сцепке. Чтобы предотвратить разбрызгивание чугуна при его сливе в печь, сливной носок надо располагать ниже верхнего края ковша на 100— 150 мм, а также очищать его от скрапа и своевременно ремонтировать.

Переносные желоба, применяемые при заливке чугуна со стороны завалочных окон печей, во избежание опрокидывания должны быть вполне устойчивыми. Подвесные желоба нужно надежно крепить к конструкциям печи при помощи специальных тяг. Футеровку водоохлаждаемых желобов следует выполнять с особой тщательностью, чтобы исключить опасность взрыва при попадании расплавленного чугуна на трубы водяного
охлаждения.

При заливке чугуна в печи со стороны разливочного пролета желоба необходимо надежно крепить к подкрановым балкам и тщательно следить за исправностью футеровки желобов. Для предотвращения ожогов при разбрызгивании чугуна, желоба должны быть расширены в месте падения струи чугуна и снабжены предохранительными щитами.

Перед заливкой чугуна желоба необходимо очищать от скрапа. Сливать чугун в желоб надо с минимально возможной высоты. Скорость наклонения ковша при сливе необходимо регулировать так, чтобы не допускать переполнения желоба и проливания чугуна. Пребывание рабочих вблизи места заливки чугуна в печь не допускается.

Чтобы избежать бурных реакций в печи при взаимодействии чугуна с расплавленными материалами ванны, заливать чугун надо до расплавления шихты и образования жидкого шлака.