Metallurgy.zp.ua
Главная » Охрана труда » В других производствах » Охрана труда в копровых цехах

Охрана труда в копровых цехах

Основная опасность при подготовке шихты в копровых цехах— разлетающиеся осколки металла при его разбивке на копрах или взрывом. Серьезную опасность представляют: падение кусков металла, переносимого кранами; придавливание рабочих наземными кранами стрелового типа в негабаритных местах, а также наезды железнодорожных составов, транспортирующих шихтовые материалы.

Характерные виды несчастных случаев в копровых цехах следующие: повреждение рук рабочих, обслуживающих ножницы и прессы для резки и ломки металла; ожоги и травмы при огневой разделке лома; ожоги при разделке недостаточно остывших шлаковых «козлов» и порезы рук острыми краями лома при рубке, пакетировке и перемещении лома вручную.

Механизированный копровый двор

Для ликвидации травматизма в копровых цехах необходимо полностью механизировать все производственные процессы. На рис. 36 показан механизированный копровый двор. Взрывные работы допускаются только в специальных глубоких подрывных ямах со сгенками, выложенными толстыми металлическими плитами и огражденными сверху прочными съемными перекрытиями, исключающими возможность вылета осколков при взрыве лома или шлаковых «козлов».

Подрывные ямы перед вводом в эксплуатацию необходимо попытать на прочность. Такое испытание производят трехкратным взрыванием зарядов массой, в два раза большей по сравнению с обычно применяемой. Подачу в подрывные ямы крупногабаритных предметов и уборку из ям кусков материалов после взрыва, а также погрузку их на транспортные средства следует осуществлять при помощи кранов с электромагнитами и грейферами.

Перед взрыванием необходимо удалить людей на безопасное расстояние от взрывной ямы, выставить охрану на границах опасной зоны и подавать установленные звуковые и световые сигналы.

Для предотвращения вредного воздействия сотрясений, вызываемых взрывами, подрывные ямы рекомендуется располагать от ближайших зданий и сооружений на расстоянии не менее 200 м. Эти ямы следует огораживать прочными заборами, устанавливаемыми на расстоянии 25 — 30 м от ям.

Взрывные работы разрешается выполнять в строгом соответствии с Едиными правилами безопасности при взрывных работах. Лица, выполняющие взрывные работы, должны иметь Единую книжку взрывника. Вход в подрывную яму после проведения взрыва разрешается только после снятия перекрытия и тщательного проветривания ямы. Если при взрыве взорвутся не все заряды или не будет точно подсчитано число взорвавшихся зарядов, то вход в подрывную яму разрешается не раньше, чем через 25 мин после взрыва последнего заряда. Ликвидацию отказов следует производить в соответствии с Едиными правилами безопасности при взрывных работах.

В качестве взрывчатых веществ надо применять вещества, не взрывающиеся от ударов и нагревания, например аммониты, тринитротолуол и т. п. Нельзя применять взрывчатые вещества на нитроглицериновой основе (динамиты), которые весьма взрывоопасны.

Металлолом необходимо подвергать тщательному пиротехническому контролю с учетом требований ГОСТ 4475—48. Взрывоопасные предметы надо удалять и соответствующим образом обезвреживать или уничтожать взрывным способом.

Одним из основных способов разделки лома в копровых цехах является его разбивка на кедрах. Чтобы предотвратить травмы при эксплуатации копров, необходимо последние обеспечить особо прочным ограждением на всю высоту копра. Проемы в ограждении копра для подачи лома также должны быть ограждены. Ограждение проэмов выполняют в виде прочных металлических ворот.

Для уменьшения сотрясений зданий и сооружений при работе копров и возможного попадания осколков металла, копры следует размещать согласно данным, приведенным в табл. 8.

Размещение копров согласно действующим правилам безопасности при заготовке и переработке металлолома

Нормативные расстояния, приведенные в табл. 8, являются минимальными. Если условия планировки предприятий позволяют увеличить эти расстояния, то условия безопасности при эксплуатации копров улучшаюся.

Внутренняя обшивка копра должна исключать возможность зависания металлолома, отлетающего при падении бабы. Шабот копра, на который укладывают разбиваемые предметы, необходимо ограждать прочными стальными плитами высотой не менее наибольшего размера копровой бабы. Плиты следует устанавливать с наклоном внутрь шабота.

Во избежание вылета осколков через открытые проемы в ограждении копра, устраиваемые ворота необходимо оборудовать блокировкой, исключающей возможность подъема копровой бабы при открытых проемах. Грузоподъемные краны также должны быть оборудованы блокировкой, предотвращающей ввод крана в зону ограждения копра при подъеме бабы.

Ввиду того, что центрирование копровой бабы вручную является опасной операцией, необходимо применять специальные устройства для механизированного перемещения бабы. С целью безопасности и облегчения труда рабочих подъем бабы следует осуществлять электромагнитом.

Помещение машиниста копра надо защищать прочными стенами и перекрытием, исключающими возможность их пробивания осколками при работе копра. В копровых установках, где бабу сбрасывают мостовым электромагнитным краном, кабины машинистов крана необходимо защищать толстыми металлическими листами, а перед смотровым окном устанавливать прочную металлическую решетку.

Укладку металлических предметов на шабот и уборку кусков металла разрешается осуществлять лишь после установки бабы на специальное место в стороне от шабота. Металлический лом рекомендуется убирать электромагнитами.

Для надежной защиты рабочих от осколков разбиваемого металла за ограждением копра необходимо устраивать укрытие в виде прочного блиндажа. Перед подъемом бабы рабочие должны удаляться в укрытие. Для оповещения о подъеме и падении бабы надо устраивать звуковую сигнализацию, причем плакат со значением установленных сигналов необходимо вывешивать на видном месте. Между рабочими копровой бригады и машинистом копра должна быть установлена надежная связь.

Для пакетировки обрези и стружки следует применять пакетир-прессы с полной механизацией подачи лома в полость прессов и уборки пакетов лома Применяемые для резки лома ножницы и прессы надо оборудовать специальными приспособлениями, защищающими рабочих от отлетающих кусков металла.

Огневую резку металла широко используют для разделки негабаритного лома. В условиях копровых цехов особое внимание при огневой резке лома надо уделять предохранению шлангов, подводящих горючий газ и кислород к резакам, от повреждений об острые края разделываемого лома. С целью безопасности следует пользоваться стационарными подводами горючего газа и кислорода по стальным трубопроводам, оборудованным разборными колонками со штуцерами и вентилями для присоединения резиновых шлангов к резакам. Кислородные шланги следует применять повышенной прочности, так как при кислородной резке давление кислорода может достигать 1,5 —1,8 Мн/м2 (15— 18 атм).

Применять жидкое горючее для резки лома нежелательно. В случае использования жидкого горючего во избежание обратных ударов пламени давление кислорода на подводе к резаку должно быть всегда выше давления, под которым находится жидкое горючее в баке. Баки для горючего (керосин, бензин или их смесь) допускается наполнять не более чем на ¾ их объема. Испытание баков проводят не реже одного раза при эксплуатации в течение шести месяцев гидравлическим давлением на прочность [0,8Мн/м2 (8 ати)] и пневматическим на плотность [0,5 Мн/м2 (5 ати)].

С целью безопасности баки следует устанавливать на расстоянии 5 м и бочее от источников открытого огня. Для подачи жидкого горючего к резакам применяют только бензомаслостойкие шланги. По окончании работы выпускать воздух из баков можно лишь после отключения резака.

Выполнять огневую резку лома непосредственно на штабелях металлолома опасно и поэтому недопустимо. Эти работы следует проводить на специально подготовленных площадках, с полной механизацией подачи и уборки разрезаемого лома.

Поскольку разделка лома вручную является малопроизводительной, тяжелой и опасной работой, ее не следует применять. В случае необходимости разделки лома вручную инструменты должны быть исправными, а рабочие снабжены спецодеждой и защитными приспособлениями (защитные очки, сетки и т. п.).

Для безопасности при эксплуатации копровых цехов необходимо соблюдение требуемых габаритов на железнодорожных путях. Вдоль железнодорожных путей необходимо ставить прочные заборчики высотой 700 —800 мм. Если на месте погрузки разделанного лома в железнодорожные вагоны остались куски металла, то их следует убирать электромагнитными кранами.