Для станов горячей прокатки исходным материалом служат слитки, катаные и непрерывнолитые слябы. В случае получения листов из алюминия и других цветных металлов на литейно-прокатных агрегатах исходным материалом является жидкий металл.

В черной металлургии горячая прокатка листов ведется в основном из слябов. Слитки применяются главным образом при производстве особо толстых листов (плит), толщиной более 50- 60 мм; при этом масса слитков достигает 40-100 т.

В цветной металлургии в настоящее время слитки являются основным исходным материалом, хотя они и вытесняются постепенно непрерывнолитыми слябами. В этой отрасли широко применяются слитки малого развеса, массой менее 1-2 т, а иногда и менее 100 кг.

Во всех случаях листовые слитки имеют плоскую форму: отношение ширины к толщине составляет 2-3 и более (такие слитки называют «плюшками»). Для получения необходимой структуры и высоких механических свойств металла толщина слитков должна не менее чем в 15-20 раз превышать толщину готовых листов.

Состояние поверхности слитков существенно отражается на качестве проката. На поверхности слитков должны отсутствовать продольные и поперечные трещины, надрывы, пояса, завороты, плены, крупные неметаллические включения и другие дефекты. При обнаружении таких дефектов слитки подвергаются ремонту (зачистке). Слитки многих цветных металлов и некоторых легированных сталей подвергаются сплошной зачистке путем строжки, фрезерования или шлифовки. Слитки некоторых металлов, например дуралюмина, перед нагревом и прокаткой проходят термическую обработку (гомогенизацию).

Слябы представляют собой плоские заготовки прямоугольного сечения, толщиной 100-350 мм, шириной 600-2500 мм, длиной 1,2 — 14 м, массой до 45 т. Катаные слябы получают прокаткой на слябингах и блюмингах. Литые слябы получают на МНЛЗ разных типов. Применение литых слябов обладает рядом преимуществ: такие заготовки более однородны по химическому составу и структуре, себестоимость их ниже, чем катаных. Отношение толщины литого сляба к толщине готового листа должно быть не менее 5-8 для рядовых углеродистых сталей и 8-10 для легированных сталей;в будущем,возможно,эти предельные значения могут быть снижены.

Имеются технологические схемы, при которых слябы сразу же после прокатки на слябинге в горячем состоянии поступают на широкополосный стан. Однако гораздо чаще применяется другая схема: после прокатки на слябинге или блюминге слябы охлаждают, осматривают и удаляют обнаруженные поверхностные дефекты.

Получили распространение машины огневой зачистки (МОЗ), устанавливаемые непосредственно за обжимным станом. На МОЗ осуществляется сплошное сжигание поверхностного, наиболее пораженного дефектами, слоя металла толщиной 1-1,5 мм. Горение железа происходит в результате подачи струи кислорода на раскаленную поверхность металла. МОЗ обладают высокой производительностью, могут работать в автоматическом режиме; однако при использовании МОЗ значительно возрастает расходный коэффициент металла.

Для удаления местных дефектов при выборочном ремонте слябов применяют различные способы ручной зачистки: огневую, абразивную, механическую (вырубка пневматическими зубилами). Слябы из специальных сталей (коррозионностойких, жаропрочных, инструментальных) подвергают сплошной зачистке путем строжки, фрезерования или шлифования. Непрерывнолитые слябы из алюминиевых сплавов и других цветных металлов также проходят операцию фрезерования.

Заготовкой для станов холодной прокатки служат горячекатаные полосы (в отдельных случаях — горячекатаные листы). Толщина исходных полос чаще всего составляет 2-5 мм при производстве стальных листов и 3-12 мм при производстве листов из цветных металлов. Обычно горячекатаные полосы поступают в цеха или отделения холодной прокатки в рулонах.

Некоторые цветные металлы, например латуни и бронзы с большим содержанием свинца, обладают низкой пластичностью в горячем состоянии. Поэтому они подвергаются только холодной прокатке, которая ведется непосредственно из слитков толщиной 25-50 мм.