Электрометаллургия

Грузопотоки электросталеплавильных цехов

Основные линии грузопотоков электросталеплавильного цеха — это доставка и загрузка стального лома, также металлизированных окатышей; доставка и загрузка в печь шлакообразующих материалов; доставка и загрузка в печь и ковш ферросплавов; транспортировки ковшей с жидкой сталью к месту разливки и установка непечной обработки; разливки и уборка слитков; уборка шлака и грузопотоки, связанные с обеспечением ремонта печей и оборудования.

Для электросталеплавильных цехов (ЭСПЦ) характерна организация выплавки и разливки стали в одном здании — главном здании цеха. Кроме главного здания, в состав цеха входят следующие пролеты: шихтовый, печной, разливочный, консольный (раздевания слитков), а также копровое отделение и отделение для подготовки к разливке стали в изложницы. В ЭСПЦ существует также ряд вспомогательных отделений и объектов, предназначенных для обеспечения цеха электроэнергией, водой, кислородом и другими ресурсами, для очистки газов, отводимых выполнения ремонтных работ.

Шихтовые отделения или пролет сталеплавильного цеха — предназначен для приема и разгрузки материалов, поступающих в цех, хранение определенного запаса материалов, что обеспечивает работу цеха в случае перерывов в снабжении и подготовка материалов к загрузке в плавильные агрегаты.

Шихтовые отделения для высокопроизводительных цехов, часто сооружают зданиями, отдельно стоящих, их делают специализированными — одни предназначены для сыпучих материалов (железной руды, известняка, магнезитового порошка и т. Д.), Другие для магнитных материалов (стального лома, чушкового чугуна). Подобное разделение существенно облегчает организацию работ, для перегрузочных работ используются механизмы электромагнитов; для сыпучие — грейферы, ленточные транспортеры, питатели различных конструкций. Шихтовые отделения по ямними и подвесными бункерами могут быть верхнего и нижнего расположения; верхние шихтовые отделения — это такое, у которого рабочая площадка и верх бункеров расположены на уровне рабочей площадки печного или загрузочного пролета ЭСПЦ, у нижнего отделения рабочая площадка и верх бункера находятся на отметке ± 0.

Печной пролет предназначены для размещения электропечей. Рабочая площадка печного пролета выступает в шихтовых пролет образуя балкон, на котором есть стеллажи для мульды, площадки для переносных контейнеров с сыпучими материалами. В торце печного пролета на нулевой отметке расположен участок наборки сводов.

Разливочный пролёт предусматривает непрерывную разливку стали и выполняет все подготовительные работы по подготовке изложниц к разливке.
В сталеплавильном цехе имеется два разливочных пролеты, у них есть поперечные пути.

Однако в высокопроизводительных цехах, нельзя обеспечить выполнение всех этих разнородных работ в одном пролете. Поэтому большая их часть, кроме разливки, было вынесено в ряд специализированных отделений или пролетов, а разливку стали вести в изложницы. При этом возможны два варианта расположения специализированных отделений: в обособленных зданиях и в пролетах главного здания цеха. Отделение связанные железнодорожным путями, расстояния между ними достигает многих десятков метров. В ЭСПЦ разливки стали и подготовку разливного оборудования ведут в трех смежных пролетах — разливное двух пролетах, где проводится раздевания слитков (консольный пролет) и отделение для подготовки к разливке стали в изложницы. Рельсовые пути для поездов с изложниц расположены вдоль пролетов; для передачи поездов с пролета в пролет необходим выезд по этим путям за пределы отделения. Вдоль пролета на нулевой отметке проложено два рельсовых пути. Первый путь называют разливочных; на нем в разливочных площадок стоят поезда с изложниц при разливке. Второй путь — шлаковый, он служит для вывоза из цеха шлака, мусора и подачи огнеупоров и материала для ремонта ковшей и печей. Между площадками есть съезды с разливного пути на внешний рельсовый путь, обеспечивающий независимую подачу поездов с изложницы с двух сторон разливного площадки.
В отделение раздевания слитков (консольное) прибывают поезда со слитками в изложницы из разливочного пролета. Назначение отделения — подготовка поездов к дальнейшей посадки слитков в печи. В число этих операций подготовки, выполняемые стриперни краном входят: снятие прибыльных надставок, отрыв слитков, расширяющиеся кверху, от изложниц, снятие изложниц из слитков, расширяющиеся книзу, и отрыв этих слитков от поддонов. Отделение является однопролетных зданием с четырьмя сквозными продольными рельсовыми путями на отметке ± 0.

Отделение подготовки поездов предназначены для сборки и окончательной подготовки поездов с изложницы перед отправкой в разливочный пролет цеха. Это отделение обычно проектируют в виде оборудованного мостовыми кранами двух пролетных отделения. В одном пролете готовятся поезда для разливки сифонов, в другом — для разливки сверху. В отделении проложены три сквозных железнодорожных пути. Первый и второй пути используются для составления поездов, на путь первый прибывают также с консольного отделения платформы с прибыльными надставками, также вспомогательный путь используемый для доставки в отделение материалов, оборудования, вывоз мусора и др. Между всеми этими путями расположен рабочая площадка для персонала, ведущего сборник поездов. Также между вторым сборочным и вспомогательным путями расположены участки для хранения изложниц, поддонов, модулей; состав огнеупоров; участок для приготовления огнеупорных масс; плита для подогрева изложниц и поддонов отапливаемом газом.