Современный электросталеплавильный завод представляет собой комплекс основных, вспомогательных, обеспечивающих цехов и инженерных сооружений.

Основные цехи (главные здания): электросталеплавильный цех (ЭСПЦ), цехи электрошлакового (ЭШП), вакуумдугового (ВДП) или плазменнодугового (ПДП) переплавов, цехи порошковой металлургии. Главные здания предназначены для плавки и разливки металла.

К вспомогательным цехам относятся отделения чистки и смазки изложниц, двор изложниц, отделение раздевания слитков (стрипперное отделение).

Комплекс обеспечивающих цехов и складов включает: цех обжига известняка, кислородный цех, склады огнеупоров и ферросплавов, ремонтные цехи, административно-бытовой комплекс (АБК).

Основные инженерные сооружения включают электрораспределительное устройство и подстанции, водоочистные сооружения, установки газоочистки, компрессорные, бассейны отстойников и шламонакопителей, галереи ленточных конвейеров с узлами перегрузок. При этом часть сооружений может иметь общезаводское и цеховое значение.

Все объекты, входящие в комплекс ЭСПЦ, имеют между собой постоянные технологические связи, что обеспечивается сложной сетью железнодорожных путей, автомобильных дорог и транспортных галерей.

Схема генерального плана комплекса ЭСПЦ определяется в основном способами подготовки и подачи сыпучих материалов и ферросплавов в цех, а также технологией разливки стали. Для непрерывной подачи в цех подготовленных сыпучих материалов при помощи ленточных конвейеров необходимо строительство системы специальных корпусов подготовки сыпучих материалов, соединенных конвейерными галереями. Располагаются они параллельно или перпендикулярно с главным зданием.

Несмотря на дополнительную потребность в площадях непрерывная система шихтоподачи, примененная на ДМЗ, «Красный Октябрь», БМЗ, ММЗ, позволяет уменьшить количество перегрузок шихты и пылевыделение в цехе, снизить напряженность транспортных операций, улучшить условия труда и планировочные решения цеха, обеспечить полную автоматизацию процесса. Однако, большинство ЭСПЦ старой постройки обслуживается железнодорожным транспортом. Зарубежная практика и опыт эксплуатации современных цехов свидетельствует о большой эффективности широкого использования автомобильного и конвейерного транспорта.

Скрапоразделочное отделение в новых проектах выделяется в самостоятельный цех и в настоящее время имеются следующие варианты их расположения по отношению к главному зданию: в блоке с главным корпусом; в отдельно стоящем здании – параллельно или перпендикулярно продольной оси цеха, в торце или рядом с главным зданием.

Отделение непрерывной разливки стали располагается в непосредственной близости от дуговых печей в главном здании параллельно или перпендикулярно ему. Административно-бытовые корпуса обычно выносятся в один из торцов здания с подветренной стороны или чуть в сторону. Отделение подготовки сыпучих материалов может размещаться параллельно главному корпусу или перпендикулярно по торцам плавильного цеха.

Сравнение с зарубежными проектами показывает, что расположение цехов на отечественных заводах менее компактно, наблюдается разбросанность вспомогательных цехов. Это приводит к удлинению транспортных связей, повышению капитальных затрат на строительство, но способствует лучшему проветриванию территории. При составлении нового генерального плана необходимо руководствоваться основными принципами, приведенными ранее.

Металлолом прибывает в цех подготовки лома  и затем с помощью бадьевоза передается в ЭСПЦ, куда со склада сыпучих материалов  через систему галерей транспортерами подаются также сыпучие материалы.

Питание печных трансформаторных подстанций  осуществляется от цеховых и заводской распределительных электрических подстанций. Очистка отходящих из ДСП газов производится с помощью газоочистного комплекса. Из ЭСПЦ жидкая сталь передается в отделение МНЛЗ. Связь между главным зданием и пролетом МНЛЗ может осуществляться с помощью сталевозов по галереям. Отделение МНЛЗ может быть продолжением основного здания, располагаться под одной кровлей. В отделении МНЛЗ может осуществляться термообработка , а также футеровка и обслуживание сталеразливочных и промежуточных ковшей.

Из отделения МНЛЗ заготовки поступают в блок прокатно-кузнечных цехов, предварительно пройдя нагрев на участке нагревательных печей. Готовая продукция в случае необходимости подвергается термообработке на отдельном участке и затем направляется на склад готовой продукции.

Для обеспечения нормальной работы электросталеплавильного комплекса предусмотрен транспортный цех, комплекс ремонтных цехов, водное хозяйство, насосно-кислородная станция и административно-бытовой комплекс. Генпланом предусмотрена резервная площадка  в случае расширения комплекса.

Данная схема генплана составлена с соблюдением принципов поточности, зонирования и компактности и позволяет обеспечить эффективные связи между отдельными звеньями единой технологической цепочки от исходного сырья до готовой продукции при минимальных грузопотоках и транспортных маршрутах.