В шихтовом отделении выполняются в основном погрузочно-разгрузочные работы. Здесь обрабатываются два грузопотока:

  1.  Магнитных материалов — металлолома, ферросплавов, легирующих, раскислителей.
  2. Сыпучих (немагнитных) материалов — извести, плавикового шпата, руды, окатышей, науглероживателей, заправочных порошков и др.

Металлошихта, поступающая в отделение, проверяется пиротехником на взрывобезопасность и отсутствие
легковоспламеняющихся веществ. Каждый шихтовщик  после обучения получает удостоверение на право пиротехнического контроля металлолома.
Взрывоопасными являются неразряженные боеприпасы (мины, гранаты, снаряды, детонаторы); закрытые емкости (баллоны, баки, коллекторы), содержащие горючие газы, жидкости, краски; обледенелые и влажные предметы. Обнаруженные взрывоопасные и легковоспламеняющиеся вещества необходимо отправить в копровой
цех на обезвреживание. В этих случаях поставщику металлолома посылается акт-рекламация на обнаружение взрывоопасных предметов (ГОСТ 2787—75 «Лом и отходы черных металлов»).

Безопасность труда в шихтовом отделении зависит от правильного выполнения рабочими операций выгрузки, складирования материалов и последующей их заготовки
на конвертерные плавки. Металлолом следует грузить в бункера без кострения, компактно, не перегружая их, чтобы не ограничивать видимости из кабины машиниста
электромостового крана. Кусковые ферросплавы — складировать на ровных площадках в устойчивые штабеля (не выше 2м от пола); вблизи оконных проемов штабелировать не выше подоконника; не занимать подходы к посадочным площадкам на краны, к газовым и водопроводным задвижкам, вентилям.

Опасной зоной в шихтовом пролете является фронт выгрузки-погрузки. При работе магнитно-грейферных кранов возникает опасность ушиба людей от разлета кусков шихты. В отделении сыпучих материалов рабочие оступаются на комьях просыпи, остающейся на решетчатых перекрытиях бункеров и вдоль путей, что причиняет вывихи и растяжения связок голеностопного сустава. Железнодорожные пути в местах передвижения людей, на эстакадах и в шихтовом отделении необходимо
ежесменно очищать от просыпанной шихты. Подготовленную на плавку металлошихту направляют в конвертерное отделение в сопровождении шихтовщика. Он обязан идти по обочине, впереди состава, и предупреждать встречных об опасности.

Шихтовое отделение отличается повышенной запыленностью воздуха. В галереях шихтоподачи содержание пыли в рабочей зоне в 2 —3 раза превышает санитарные
нормы. Отделение работает в темпе, задаваемом конвертерами. Металлошихту заготовляют и отправляют на две-три плавки одновременно, если они в конвертерах
«сходятся». Интервалы между загрузками шихты в этот период сокращаются.

Нейродинамический рабочий стереотип шихтовщиков включает стойкий комплекс условных рефлексов слежения за перемещаемыми грузами. Работа требует точных
координированных движений и быстрой распорядительности. Утомление организма рабочего наступает от мышечных и нервных напряжений.

Специальные требования безопасности в шихтовом отделении:

  1. Не перегружать металлоломом контейнеры (коробы), точно взвешивать его, не накрывать захваты, не допускать свисания шихты за борта.
  2. Не очищать в отделении разгруженные вагоны и платформы (очистку производить на эстакаде в назначенном месте).
  3. Не находиться вблизи работающего крана, в опасной зоне.
  4. Запретить посторонним лицам доступ в отделение, особенно в бункера с металлоломом (в поисках материалов).