Автоматизация технологических операций является одним из основных направлений технического развития всех отраслей промышленности. Она качественно видоизменяет и улучшает форму организации производства, обеспечивает рост производительности труда и повышает общую культуру производства.

Высшей ступенью автоматизации является так называемая комплексная автоматизация, при которой все технологические процессы основные (например, прокатка) и вспомогательные (например, транспортирование металла, кантовка его при прокатке, резка на мерные длины и т. д.). Полностью механизированы и автоматизированы следующие операции и механизмы: подача слитков от нагревательных колодцев к приемному рольгангу, приемный и рабочие рольганги, главный привод, нажимные устройства и сталкиватели блюмов и слябов на холодильник. Проводятся также опыты по автоматизации манипуляторов и кантователей.

Автоматизация работы слитковоза

Слитковоз должен остановиться точно против того нагревательного колодца, из которого мостовым краном будет выниматься нагретый слиток. После укладки слитка на слитковоз включают его двигатель. Эти две операции производит оператор с поста управления, расположенного у первой группы нагревательных колодцев. Все остальные операции работы слитковоза (разгон, торможение при подходе к приемному рольгангу, остановка и опрокидывание слитка на первые ролики приемного рольганга) производятся автоматически, без участия оператора.

Таким образом, управление слитковозом является дистанционным (с пульта управления) и полуавтоматизированным.

Автоматизация управления главным приводом

Указанная автоматизация обеспечивает изменение направления вращения валков при реверсивной прокатке, повышение частоты вращения двигателя после захвата металла валками, снижение частоты вращения двигателя в случае буксовки валков в момент захвата металла, управление частотой вращения двигателя в момент выброса металла из валков для сокращения пути при обратной подаче слитка в валки, отключение двигателя при максимальной его перегрузке с возможностью последующего его включения.

В зависимости от массы, формы слитка и заданного режима обжатий автоматическое управление главным двигателем может изменять оператор на пульте управления путем перестановки так называемого программного переключателя.